Техника - молодёжи 1980-11, страница 23

Техника - молодёжи 1980-11, страница 23

Рассказывает кандидат технических наук Михаил Тамиров:

— Сколько семян и с какой интенсивностью высевает сеялка, определить очень трудно. Чтобы отрегулировать сеялку, производят ложный сев еще до выхода в поле. Когда «сев» закончен, собирают с земли все семена, взвешивают их и сопоставляют с временем «работы». Если норма высева нарушена, регулируют сеялку и... повторяют всю операцию сначала.

Нужчо было создать прибор, который избавит людей от такого неудобного и ненадежного контроля и позволит следить за нормой высева прямо в поле, во время работы агрегата. В нашей лаборатории разработаны датчики, способные пересчитать все выпавшие из сошника зерна до единого. Проходное отверстие датчика семян разбито на три сектора, в каждом из которых установлена пара фотоприемник — излучатель. Датчик пройденного сеялкой пути тоже фотоэлектрический. Он устанавливается на вал высевающих аппаратов.

Сигналы с датчиков семян поступают в цифровой преобразователь, где суммируются. Получив сведения с датчика пути, прибор вычисляет норму высева и передает ее на цифровой индикатор. Время от времени информация обновляется.

Такого удобного и точного прибора пока нет среди зарубежных об

разцов. Конструкция его защищена двумя авторскими свидетельствами. Скоро начнутся государственные испытания опытных образцов.

Сейчас все семь приборов, за участие в разработке которых мы стали лауреатами премии Ленинского комсомола, доказали свое право на жизнь. Работу над ними мы не бросаем. Ведь, чтобы они широко пошли в хозяйства страны, нужно сделать модификации для разных типов машин и климатических зон. Но каждому ученому необходим и задел на будущее. Поэтому мы ведем исследования по системе автовождения трактора и комбайна, разрабатываем новые автоматические гидроприводы, испытываем машину-автомат для прореживания всходов свеклы. Лаборатория автоматизации сельскохозяйственного производства и применения гидропривода создана сравнительно недавно. Но за семь лет существования доказала, что может вести исследования на уровне мировых достижений в этой области. Так что нам повезло, что мы сразу после института включились в эту интересную и серьезную работу.

Подсчитана выгода, которую даст оборудование мобильных сельскохозяйственных агрегатов комплексом приборов. Производительность агрегатов на основной обработке почвы и производительность труда механи

заторов, и экономия топлива увеличатся на 10%. На посеве производительность труда вырастет вдвое. Урожайность зерновых культур поднимется на 8%, валовой сбор зерна — на 13%. Вот какую весомую добавку к «большому» хлебу Родины дадут маленькие приборы-автоматы.

У этой работы есть и еще один результат — при создании и внедрении в производство принципиально новых устройств прошли проверку знания и увлеченность делом молодых специалистов, состоялось их приобщение к науке. В современных сверхсложных разработках в области электроники никто и ничего не создает в одиночку. Любое устройство — плод труда коллектива, да, как правило, не одного, а нескольких. Так было и с комплексом приборов для сельского хозяйства. Наши лауреаты участвовали в их создании наравне с другими специалистами, с той, может быть, только разницей, что каждый из четверых принимал участие в работе над всеми семью приборами. За время работы в лаборатории они сумели доказать, что для них характерно постоянное стремление к самосовершенствованию, к расширению своих творческих возможностей. «Если не расти — начнешь опускаться» — этот жизненный принцип, которому они сознательно следуют, многое объясняет. В нем жесткие требования к себе и к своему месту в современной науке.

МЕЧТАТЬ,

НО НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ Продолжение. Начало на 8-й стр.

бы околоземного пространства, могут возникнуть такие явления, как пиратство или бандитизм в космосе, хотя возможность отдельных террористических акций, конечно, нельзя исключить. Наша страна и ООН много делают для того, чтобы запретить военное использование космического пространства. Успехи в этом отношении достигнуты немалые, но, что греха таить, над нашей территорией постоянно летают спут-ники-шпионы; едва ли это можно считать дружественной политикой.

Q Всем хочется иметь свои традиции, и космонавтика не является исключением. Это естественно — именно традиции связывают прошлое с будущим, обеспечивают преемственность любого дела. Техника, которую мы делаем и на которой летаем, родилась сравнительно недавно, но и она, если можно так выразиться, стремится обрастать традициями, и иногда они бывают довольно забавными.

Во время работ с первыми «Союзами» нам перед полетами показывали разные художественные фильмы — медики утверждают, что такой показ очень благотворно влияет на состояние космонавта перед стартом. Фильмы эти, естественно, никогда не повторяли — к чему смотреть уже однажды увиденное? Так продолжалось до тех пор, пока как-то раз перед очередным стартом нам не показали «Белое солнце пустыни». В моем понимании, это совершенно чудесный фильм. Это классика. Настоящий приключенческий фильм со всеми его атрибутами. Правда, некоторые товарищи, профессионально разбирающиеся в кинематографии, почему-то не очень его любят... Но этот кинофильм насквозь пронизан юмором и рассказывает он, в общем-то, о чрезвычайно сильных людях, милых и человечных, и даже те враги, которые там есть, — это сильные враги, вызывающие уважение.

Так вот, началось все с того, что нашим друзьям — методистам, которые нас готовят и опекают, фильм этот очень понравился, и они тут же переписали его на видеомагнитофон — а такие устройства тогда только-только появились. И получи

лось так, что фильм стал всем хорошо известен, всем пришелся по душе и сложилась своеобразная традиция обязательно смотреть его после заседания Государственной комиссии, которая за день или «два до старта официально определяет первый и второй экипажи. Кто-то летит, кто-то остается, немножко грустно одним, а другие слегка волнуются, и все вместе сидят и смотрят «Белое солнце пустыни», и всем становится легче. Приходят иногда и члены Государственной комиссии, нам это бывает приятно. Посмотрели они раз, посмотрели второй... но где-то на шестом или седьмом просмотре молча встали и интеллигентно удалились. Не очень, стало быть, понравилась им поначалу эта наша новорожденная традиция...

Но вот перед последними запусками, когда летали Кубасов и Фар-каш, а потом Аксенов и Малышев, я специально следил: кое-кто из них опять посмотрел фильм. Так что, наверное, приживется традиция по-настоящему. Я, например, это хорошо представляю: XXI век, экипаж уходит в далекий полет, впереди длительная разлука с близкими и родными, и все дружно смотрят «Белое солнце пустыни»...

21