Техника - молодёжи 1980-11, страница 22

Техника - молодёжи 1980-11, страница 22

Показания индикатора можно использовать при составлении агрегатов, изменяя, например, число корпусов плуга. На ходу тракторист может повышать или понижать степень буксования, изменяя глубину хода рабочих органов или передаточное отношение коробки передач.

Выгоду от применения буксомера, созданного конструкторами ВИМа, народное хозяйство получит немалую. Производительность современных энергонасыщенных тракторов поднимется на 4—6%, а расходовать топлива они будут при этом на 6—8% меньше.

В ДУШЕ — КРЕСТЬЯНЕ

В комплексе приборов, эа который М. Тамиров А. Клоков, А. Евстра-тов, В. Семенов удостоены премии Ленинского комсомола, три прибора-автомата для сева.

Каждый год во время посевной кампании используется около миллиона сеялок, работает полмиллиона трактористов и миллион сеяльщиков, которые следят за выходом семян из сошников. Работа у сеяльщиков крайне тяжелая: они стоят на самой сеялке, ничем не защищенные от ветра, шума, пыли, вибраций. Но другого выхода нет: сошники часто забиваются землей или остатками растений. Нужно вовремя это заметить, остановить агрегат и прочистить семяпроводы. Иначе потом, когда взойдуч зсходы, на поле обнаружатся «лысины», так называемые просевы — места, куда не попали семена. Кроме того, в забитом семяпроводе накапливаются семена, и, когда сошник очистят, они оказываются на земле. Подсчитано, что ежегодно просыпанное зерно составляет по стране 1—2% от всего посевного материала. Значит, каждый год пропадает 300—500 тыс. т отборного зерна. И это еще не все. Исследования показали, что незасеянными остаются в Кустанайской области в среднем около 5% площадей, в Московской и Калининской — около 2%. Соответственно уменьшается и урожай. Если же пустить посевной агрегат с одним трактористом, без сеяльщика, потери зерна возрастут вдвое.

Вот почему в распоряжении тракториста должен быть прибор, способный следить за качеством высева и подавать сигнал, если поток семян прекратится.

Анализируя технологию сева, конструкторы определили, на каких участках лучше всего следить за потоком семян. Интересовал их и еще один вопрос: какую информацию должны обеспечивать датчики контроля? Пришлось вывести зависимость отказов сеялки от физико-ме

ханических свойств почвы. В результате появилась принципиально новая поисковая система контроля. Она наилучшим образом сочетала автоматический контроль с работой механизатора.

Рассказывает старший инженер Владимир Семенов:

— Хоть мы все выходцы из технических вузов и коренные москвичи, в технологии сельскохозяйственного производства разбираемся неплохо. Чтобы создать жизнеспособные в полевых условиях приборы, одной электроникой, пусть бы и самой современной, не обойтись. Нужно знать жизнь поля, чувствовать ее. Вот почему мы говорим, что в душе мы крестьяне. И это не шутка. У меня, например, сельская закваска идет из семьи. Дед заведовал лабораторией лугов и пастбищ в Институте кормов. Отец тоже «сельхозтехники. И я пришел в ВИМ не случайно, хоть и кончил факультет автоматики и вычислительной техники Московского энергетического института, а потом вечернее отделение механико-математического факультета МГУ. Из нас четверых лишь Анатолий Клоков окончил институт инженеров сельскохозяйственного производства. Он лучше остальных знал сельскохозяйственную технику. Но у него не хватало «электронных» знаний. Поэтому сейчас он учится не только, как я и Евстратов, в заочной аспирантуре ВИМа, но и в институте радиотехники, электроники и автоматики.

Михаил Тамиров и Александр Евстратов — выпускники Московского института связи, учились в одной группе на факультете электроники и телемеханики. Тамиров три года назад защитил кандидатскую диссертацию. Кстати, ее тема так и звучала — «Исследование автоматического контроля процесса высева».

Погрузиться в «чистую» электронику наша работа никак не позволяет. На испытаниях приборов мы имеем дело со специалистами сельского хозяйства, с механизаторами. Их волнует не столько «начинка» наших приборов, сколько вопрос: надежен ли автомат, не откажет ли во время посевной? Мы бываем рады, что удовлетворительные ответы на испытаниях дают сами приборы. На автоматический контролер за высевом семян, например, гарантия 6—7 лет. В систему этого прибора входят пульт индикации и контроля, блок логики и датчики контроля. На цифровом трехразрядном индикаторе появляется номер сеялки, где случилась неисправность, и порядковый номер сошника, где прекратился высев семян. Трактористу остается лишь без промедления неисправность устранить.

Когда в одном из ящиков снижается ниже допустимого уровень зерна, в кабине включается световой и звуковой сигналы. Датчики на сошниках и в ящиках сеялок — полупроводниковые фотоэлементы. Блок логики выполнен на интегральных схемах и установлен на сцепке агрегата.

На НТТМ-78 этот прибор был удостоен бронзовой медали. В 1977— 1978 годах проходили его заводские испытания. Сейчас Министерство электронной промышленности СССР налаживает производство таких приборов.

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Какими будут всходы — дружными, густыми или чахлыми — зависит от того, на какую глубину попадут семена и насколько равномерно распределятся они в пахотном слое. Механизаторы знают, как непросто следить при движении агрегата за ходом технологических процессов. На глубину заделки и норму высева семян влияет и скорость движения агрегата, и физико-механические свойства почвы, и уклон поля, и другие факторы.

Сотрудники лаборатории автоматизации, и среди них четверка лауреатов, провели исследования, чтобы выяснить, как влияют на урожай отклонения от заданной глубины заделки. Оказалось, что, если зерна попадут в почву на 2 см глубже или мельче нормы, урожайность яровых зерновых культур может снизиться на 10—12%.

Еще важнее этот фактор для озимых культур. От глубины заделки зависят условия прорастания и развития растений, результаты зимовки.

Энергия прорастания может снизиться на 60%, если семена окажутся в почве глубже, чем положено по технологии. Вот почему был сконструирован автомат, способный следить за глубиной хода сошников. На них устанавливаются по два датчика с ножевидными чувствительными элементами. При нормальной глубине хода сошников у одного датчика нож заглублен, у другого — идет «по воздуху». Если заданная глубина хода нарушается, датчики посылают сигнал в цифровой анализатор, а тот включает световой и звуковой сигналы в кабине.

Не менее важно соблюдать норму высева. Многочисленные эксперименты показали, что колебания этой нормы даже в пределах агрохимического допуска (±3%) снижают урожайность на 1—1,5%. На практике эта цифра вырастает до 5—10%. При этом урожайность падает на 3— 5%, а зачастую еще и теряется понапрасну семенной фонд. .

20