Техника - молодёжи 1982-06, страница 66

Техника - молодёжи 1982-06, страница 66

эти

СТРАННЫЕ САУ

ЛЕОНИД ГОГОЛЕВ, инженер, г. Киев

К 3-й отр. обложки

Самые первые артиллерийские орудия пушкари носили на руках. Потом к стволам приделали колеса и, подобно телегам, стали буксировать лошадьми. В середине XIX века на смеиу гужевому транспорту пришли тяжелые и неуклюжие паровые самоходы, в начале нашего столетия в пушки стали впрягать автомобили. А потом кому-то в голову пришла удивительно простая мысль: а почему бы пущке не «оседлать» транспортер?

Так появилась новая разновидность артиллерии — возимая. Грузовой автомобиль быстро доставлял пушку на огневую позицию в кузове (1), там ее скатывали на землю. Крупные орудия, не вмещавшиеся в кузове, закатывали на низкие одноосные прицепы (2)

Возимая артиллерия широко применялась в 1914—1918 годах и даже во время второй мировой, правда, в отдельных армиях. Обычно пушки затаскивали в кузова с помощью лебедки особой конструкции.

Но вот в 1943 году английская фирма «Стандарт» построила прототип специального низкорамиого тягача для 6-фунтовой (57-мм) противотанковой пушкн (3). Станины последней закреплялись на тягаче так, что ее колеса превращались в задние, ведущие этой своеобразной машины-гибрида. Они приводились в движение за счет легкосъемной цепи, протянутой с задней оси тягача. Причем его задние колеса за ненадобностью снимали и подвешивали на ствол пушки. Водворяли же их на место, когда тягач «отстегивали» от орудия. Отсюда было, что называется, рукой подать до самодвижущегося орудия.

Одно нз таких опытных орудий, «Монитор» (4), появилось в том же, 1943 году. Привод от двигателя осуществлялся на три нз четырех колес: иа два передних и одно заднее. Их можно было поворачивать на 90° по отношению к продольной оси машины, обеспечивая стрельбу в любом направлении.

Некоторые конструкторы пошли еще дальше, задумав прикрыть ору

дийный транспортер броней. Еще до первой мировой войны немцы построили «бронированный автомобильный вагон» для перевозки гаубицы вместе с расчетом. Англичане лишь в 1917 году ответили на эту новинку серийными транспортерами на гусеничном ходу — «ган-кэрриерами». Подобные машины создавались в последующие годы и в других странах. Так, в 1938 году чехословацкая фирма «Шкода» построила бронированный гусеничный транспортер для противотанковых орудий (7). Интересно, что в экстремальной ситуации, например при самообороне, экипажу разрешалось вести огонь прямо с машины.

Но, естественно куда лучше машина, с самого начала предназначенная для стрельбы подобным образом. Как вы понимаете, речь идет о самоходных орудиях.

Их родословная восходит к далеким временам, когда еще неуверенно громыхали по булыжнику первые грузовики, а артиллеристы подумывали, как бы установить на них пушку, да не простую, а зенитную. Впрочем, предоставим слово им самим: «Наиболее современное применение этих артиллерийских автомобилей — борьба с воздухоплавательными приборами. Автомобиль гоинтся по земле за аэропланом и дирижаблем и может попытаться расстрелять воздушного врага на ходу».

Из гонок с пальбой ничего не вышло, но зенитки на автомобилях прижились. Причем нередко использовались не только по прямому назначению, но и против наземных целей. В годы первой мировой войны такие самоходки выпускались, в частности, на Путиловском заводе в Петрограде (6). Несколько нз них участвовали в штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года.

Впрочем, к этому времени появились и чисто «земные» колесные самоходки, некоторые из них бронировались. Эта разновидность мобильных артсистем дожила до второй мировой войны. В 1942 году в Англии построили мощную самоходную установку иа трехосном грузовике «Амазон» фирмы «Торникрофт» (8), установив 17-фунтовую (76,2-мм) пушку в задней части корпуса и прикрыв ее 50-мм броней. Из-за этого машина оказалась тяжелой, отличалась невысокой проходимостью и в итоге в серию не пошла.

Канадцы в боях в Северной Африке приготовили пресловутым ром-мелевским «лисам пустыни» сюрприз — несколько «машин-ловушек» (11). Выглядели они обычными грузовиками, зато мотор и кабина были прикрыты броней, а в кузове, под теитом, скрывалась пушка. Стоило нацистскому броневику илн тан

ку лихо броситься к, казалось бы, легкой добыче, как «жертва» всаживала в него 75-м м бронебойный снаряд.

Летом 1940 года немецкое командование готовило высадку на Британские острова. Англичане, потеряв под Дюнкерком массу тяжелой техники, оказались в затруднительном положении. Спешно готовясь к отражению гитлеровского десанта, онн принялись формировать подвижные отряды из боевых машин, созданных полукустарным способом.

В частности, было построено несколько сот «армадилов» (по имени животного, более известного нам как броненосец). «Армадил» по-английски» (5) представлял собой обычный грузовик — «Бедфорд» или «Фордзон», на котором монтировался деревянной кузов с двойными стенками. Пространство между ними заполнялось мелким булыжником. В самом кузове устанавливали легкие пушки или пулеметы.

...Понеся на полях нашей страны невиданные потери, вермахт тоже ударился в «самодельщину». Так появился небронированный «Раупеи-шлеппер Ост» — гусеничный тягач, созданный специально для Восточного фронта (13). В его дощатый кузов с великим трудом втиснули 75-мм противотанковую пушку, а чтобы хоть как-то повысить живучесть этой пародии на самоходку, просторную высокую кабину заменили низкой и тесной конурой, наспех склепанной из стальных листов.

В 1939—1945 годах самоходки иа гусеничной базе показали не только лучшую проходимость, чем колесные, но и способность нести толстую противоснарядную броню н мощные пушки. Однако история артиллерии знает и, так сказать, не вполне гусеничные самоходки.

Первая советская гусеничная батальонная пушка была создана еще в 1923 году (9). Машина была очень невелика, в передней ее части стоял десятисильный движок, сзади — 45-мм пушка. «Жилплощади» для экипажа не хватило, поэтому водитель шел следом за установкой.

В 20—30-е годы с гусеничными самоходками вообще много экспериментировали. Широкую известность тогда получили необычайно быстроходные танки американца Уолтера Кристи. Ои же придумал самоходку со 155-мм длинноствольной пушкой (12) и мощным авиационным (1) двигателем, независимой подвеской ходовой части и, главное, колесно-гусеничным шасси. По дороге она неслась на сдвоенных катках большого диаметра, выполненных по типу автомобильных колес. А перед маршем по пересеченной местности экипаж за какие-нибудь полчаса натягивал на катки гусеницы.

63