Техника - молодёжи 1983-04, страница 39

Техника - молодёжи 1983-04, страница 39

Историческая серия «ТМ» БОЛЬШАЯ ПУШЕЧНАЯ СЕРИЯ

Под редакцией: доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий Николая АСТРОВА; доктора технических наук, полновника-инженера Владимира МЕДВЕДКОВА. Коллективный консультант: Центральный музей Вооруженных Сил СССР.

Пушечное вооружение выгодно отличало первый советский броневик БА-27 от большинства зарубежных боевых машин аналогичного назначения. И в последующие годы советские конструкторы продолжали работать над пушечными бронемашинами, способными выполнять ряд боевых задач наравне с легкими танками тех лет. Они могли поддерживать наступающую пехоту, уничтожать доты и бронетанковую технику противника, охранять свои коммуникации. Тогда колесные броневики по вооружению и защите почти не уступали легким танкам, но были легче их, дешевле, обладали большим запасом хода. Единственным, но существенным недостатком броневиков была слабая проходимость — следствие использования двухосных шасси с одной ведущей осью. Иное дело — шасси трехосные, у которых на задние, ведущие, оси приходится до 80% массы машины, а увеличенный сцепной вес обеспечивает значительное тяговое усилие на колеса. Использование такого шасси позволяло увеличить массу машины и за счет этого усилить вооружение, бронирование и запас топлива.

Приступая к созданию новых пушечных броневиков, наши конструкторы сначала рассчитывали на импортное трехосное шасси «Форд-Тимкен» с 40-сильным двигателем, партии которого стали поступать в СССР с 1931 года. Осенью того же года на одной из бронерембаз попробовали установить на шасси «Форд-Тимкен» бронекорпус с вооружением БА-27. При полной боевой массе в 4,5 т модернизированный автомобиль (БА-27М) показал хорошую маневренность, преодолевал подъемы до 23° (у прототипа 15°), проходил без дозаправки 300 км. В боевой обстановке четверо человек, составлявших экипаж

БА-27М, могли одновременно вести огонь из пушки и пулемета.

Работы над пушечными броневиками в 30-е годы в основном велись на Ижорском заводе под руководством инженера А. Д. Кузьмина. Там в 1931 году выпустили небольшую серию универсальных трехосных бронеавтомобилей Д-13 (конструктор Н. И. Дыренков). У этой машины массой 4,14 т, кроме 37-мм пушки со спаренным пулеметом, имелся второй ДТ, устанавливаемый в бортовых бойницах, а на кромке верхнего люка броне-корпуса была установлена авиационная турель с зенитным «максимом». Внутри самого бронекорпуса, сваренного из 8-мм листов, разместили кормовой пост управления (правда, скорость заднего хода не превышала 9 км/ч), а снаружи, у бортов, крепили запасные колеса. Передвигаясь по неровной местности, броневик перекатывался на них через препятствия, не садясь на днище. Любопытная деталь — конструкцию опоры башни Д-13 почти через полтора десятилетия повторили на супертанке «Мышонок» инженеры вермахта.

В 1932 году ижорцы создали 5-тонный, но компактный БАИ (бронеавтомобиль ижорский). Его цилиндрическая башня с 37-мм пушкой была смещена к корме и несколько опущена, а пулемет ДТ поместили в правом лобовом броне-листе. На ровной местности броневик развивал до 48 км/ч, при движении по вязкому грунту на двойные задние скаты экипаж надевал новинку тех лет, легкую металлическую гусеницу «Оверолл».

Стремясь усилить огневую мощь колесных боевых машин, конструкторы создали в 1934 году бронеавтомобиль БА-3 с башней и пушкой от танка Т-26. Ее разнообразные по назначению 45-мм снаряды обладали значительной начальной скоростью, а совершенная система наводки обеспечивала довольно высокую точность стрельбы. К сожалению, повышение боевых качеств привело к тому, что боевая масса броневика возросла до 6 т, что, конечно, отрицательно сказалось на его проходимости, да и максимальная скорость БА-3 не превышала 45 км/ч.

К 1935 году на Горьковском автозаводе был освоен выпуск автомобиля ГАЗ-ААА с трехосным шасси (конструкторы А. А. Липгарт, О. В. Дыбов, В. А. Грачев и М. Н. Куперман), которое использовалось и на последующих моделях броневиков вместо упоминавшегося шасси «Форд-Тимкен». Уже в том же году из заводских ворот вышел БА-6, машина с тщательно продуманной формой корпуса и башни. Ее боевая масса (5,12 т) позволила

применить 9-мм бронелисты. Кстати, на этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. В следующем году БА-6 модернизировали, установив на нем башню в виде усеченного конуса, улучшив форму корпуса и применив 50-сильный двигатель. Несмотря на 10-мм усиленную броню, установку массивной танковой радиостанции, боевая масса не только не возросла, а уменьшилась до 4,8 т.

Одновременно с БА-6М выпустили и облегченный (4,5 т) броневик БА-9, вооруженный только крупнокалиберным пулеметом ДК. Машина получилась более подвижной и маневренной, но... недостаточно мощной.

Читатели, вероятно, обратили внимание на то, что новые модели бронемашин выпускались чуть ли не каждый год и любая несла что-то новое. Именно так, методом проб, и подходили наши конструкторы к самому массовому из средних пушечных бронеавтомобилей — знаменитому БА-10, производство которого началось в 1938 году.

Эта машина воплотила все лучшее, что было накоплено в конструкторских бюро за минувшее десятилетие. Достаточно сказать, что на БА-10 были применены усиленная передняя ось, подвески с гидроамортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии, улучшенная система вентиляции и охлаждения двигательного отсека. Фары и ступицы передних колес прикрывались бронеколпаками. Неплохими были и ходовые качества — машина преодолевала подъемы до 24° и форсировала водные преграды глубиной до 0,6 м. Основное оружие БА-10 — усовершенствованная танковая пушка с боекомплектом в 49 снарядов — оснащалось телескопическим и перископическим прицелами.

Части РККА еще только осваивали новые броневики, а разработчики уже улучшили их конструкцию, выпустив в 1939 году БА-10М (5,36 т) с усовершенствованным рулевым управлением, усиленной бро-незащитой радиатора и рацией нового образца.

Подобно некоторым предыдущим бронемашинам, у БА-6 и БА-10 имелись и железнодорожные «собратья». Правда, удачными их назвать нельзя, ибо, утеряв свойственные боевым колесным машинам маневренность и автономность, они ничем не превосходили бронедрезины специальной постройки.

Советские бронеавтомобили, созданные в 30-е годы, неплохо показали себя в пограничных конфликтах и в начальный период Великой Отечественной войны.

ЕВГЕНИИ ПРОЧКО, инженер

37