Танкомастер 1994-02, страница 21

Танкомастер 1994-02, страница 21

[Танкомастер 1994 №2

iii9

С-В.Зыков

(гЗладивосток)

САМОХОДНАЯ ПРОТИВОТАНКОВАЯ ПУШКА
(Т.А.С.А.М.) Skoda R.2

К моменту вступления Румынии во вторую мировую войну в июне 1941 года танковые войска румынской армии были представлены 1-м и 2-м танковыми полками 1-й танковой дивизии "Великая Румыния", имевшими на вооружении соответственно танки Skoda R.2 и Renault 35.

Воюя на Восточном фронте с более современными советскими Т-34 и KB, вооруженными более мощными пушками и имевшими броню! превосходившую чехословацкую, 1-й танковый полк потерял значительную часть своих 126 танков Skoda R.2. Особенно тяжелыми были бои под Кишиневом, Одессой и Сталинградом. Ситуация для командования части стала угрожающей, что заставило обратиться по инстанции с просьбой найти какой-нибудь выход.

Тревожные донесения командира 1-го танкового полка полкойника Эмиля Ионеску были услышаны в Бухаресте.. Главное управление мотомеханизации предложило Министерству вооружений армии и военной промышленности (M.I.A.P.R.) импортировать немецкие танки современных типов PzKpfw III и PzKpfw IV "ввиду того, что танк [Skoda] R.2 больше не может применяться в оборонительных и наступательных действиях, так как нейтрализуется большинством образцов [советского] противотанкового оружия. Этот танк можно включить в разведывательные подразделения танковой дивизии или крупных кавалерийских формирований."

Поскольку перевод танкового полка на германские танки требовал времени, и довольно большого, специалисты министерства предприняли поиск более скорого решения проблемы, решив модернизировать танк Skoda R. 2, заменив пушку и усилив бронирование, но сделанные расчеты на продолжение работ в этом направлении не вдохновляли. Единственное, что оставалось реальным, это применить способ, уже использованный немцами и русскими: трансформировать танк в самоходную пушку, использовав для этого трофейные советские 76-мм пушки обр. 1936 года и трофейные же советские танки БТ-7 и Т-26.

Весной 1943 года военный министр генерал Константин Пантази приказал коллективу под руководством подполковника Константина Гюла'и начать разработку опытного образца самоходной противотанковой пушки (Т.А.С.A.M.) на шасси танка Skoda R.2.

Этот коллектив совместно со специалистами бухарестских мастерских Leonida & К0 разработал и построил такой опытный образец за период с июня по сентябрь 1943 года. Результаты, показанные новой машиной на испытаниях, были оценены конструкторами как хорошие. В своем рапорте они, в частности, отмечали удачную установку пушки на шасси, а также тот факт, что при выстреле лафет выдерживал откат ствола, а величина опрокидывающего момента была небольшой, что, тем самым, обеспечивало хорошую кучность стрельбы. Подчеркивался факт сохранения баллистических характеристик пушки при стрельбе снарядами румынского производства (фугасные и бронебойные снаряды "Костинеску") и оборудовании ее румынским прицелом для стрельбы прямой наводкой модели "майпр-инженер Рауль Шептилич" производства Румынского института оптики (1.0.Р.). Образовавшееся в результате снятия башни и установки броневой рубки свободное пространство обеспечивало экипажу удобство работы в машине. Экипаж состоял из водителя-механика, радиста и артиллериста. Бронелисты рубки были надежно закреплены, а их размеры и компоновка обеспечивали надежную защиту от огня стрелкового оружия .

Что касается технических характеристик шасси, подвижности и маневренности машины, то они остались такими же, как у танка Skoda R.2. Конструкторы были вынуждены признать л весьма существенный недостаток своего детища - слишком высокий силуэт, который определялся исходной конструкцией танка. Поэтому самоходка обладала недостаточной скрытностью на местности, что повышало вероятность быстрого обнаружения и уничтожения .

По личному указанию маршала Иона Антонеску, кото

рому сообщили об окончании проектирования и испытаний опытного образца, с 24 ноября 1943 года работы над самоходной противотанковой пушкой на шасси танка Skoda R.2 ускорились. Была создана комиссия для детального изучения машины. В нее входили генералы В.Анас-тасиу, М.Раковицэ, М.Негреи, Н.Стоенеску, А.Николаес-ку и С.Мардарь и полковники П.Леонида, К.Нестореску и А.Думитреску.

В ходе новых испытаний, которым подвергли опытный образец на полигоне Судици, комиссия пришла к выводу, что, "несмотря на слишком высокий силуэт, переделанная машина более значима, чем сегодняшний танк Skoda R.2". И все же, по предложению командующего мотомеханизированными войсками генерала М.Раковицэ, комиссия рекомендовала "не начинать [полномасштабного] переоборудования танков Skoda R.2, пока их не заменят на фронте полученные из Германии современные боевые машины". Генерал справедливо полагал, что в противном случае его войскам просто нечем будет воевать, пока не закончатся работы по переоборудованию.

В первые месяцы 1944 года из Германии наконец-то начали поступать заказанные танки, так что 12 февраля 1944 года на совещании правительства Румынии военный министр, министр вооружений и председатель правительства постановили переделать 40 танков Skoda R.2 в самоходные противотанковые пушки.

Во второй половине февраля работы по переоборудованию были доверены мастерским Leonida & К0. Подполковник К.Гюлаи контролировал ход работ .как военный представитель. Вся конструкторская документация соответствовала опытному образцу, только советскую 76-мм противотанковую пушку обр. 1936 года заменили на 76-мм ЗИС-З обр. 1941 года.

К концу июня 1944 года в самоходные противотанковые пушки были переоборудованы 20 танков Skoda R.2. Таким образом, их общее число составило 21 экземпляр (вместе с опытным образцом).

Это была половина заказанных самоходок, и вновь специально назначенная комиссия получила задание изучить поведение батареи из 7 машин в серии комплексных испытаний и доложить о результатах. Испытания проводились на полигоне Дадилов 27 и 28 июня и 1 и 14 июля. Специалистов особенно интересовало поведение самоходки на марше и результаты контрольных стрельб по Т-34. По окончании испытаний комиссия отметила, что "боевая машина достаточно прочна для пушки, которой вооружена, и в испытаниях на местности показала себя хорошо... При преодолении вертикальных препятствий и склона переменной крутизны высокое размещение рубки (высокое расположение центра тяжести) признано удовлетворительным, хотя для противотанковой пушки на гусеничном шасси такая высота центра тяжести чрезмерна." В отношении стрельб комиссия отмечала: "Способна вести огонь по танкам с достаточной эффективностью на дистанциях до 600 метров, поражая катки, нижнюю (вертикальную) стенку корпуса и борта башни." Комиссия отметила также хорошую кучность стрельбы фугасными снарядами на дистанциях до 3 километров.

Помимо этого, комиссия отметила ряд недостатков. В том числе:

- слишком высокий силуэт, а значит, повышенную уязвимость;

- нехватку приборов наблюдения;

- плохую способность преодолевать глубокие рвы, обусловленную тем, что ствол пушки чрезмерно выступал, за габариты корпуса машины;

- недостаточную скорость горизонтальной наводки пушки по сравнению со скоростью вертикальной наводки, что затрудтяло координацию действий наводчика при прицеливании и сопровождении целей;

- небольшой боекомплект■(всего 27-30 выстр.);

- слишком узкое поле зрения прицела для стрельбы прямой наводкой;

- неэффективность стрельбы по наклонной броне Т-34 на дистанциях более .600 метров.

Кроме-легко устранимых недоработок (например, ус