Техника - молодёжи 1982-08, страница 17ДОРОГА К СЧАСТЬЮ «Не могу перечислить все, что понравилось мне на этой выставке: в каждой картине свое, неповторимое, каждая по-своему хороша. Но особенно впечатляют работы, в которых находишь однажды пережитое й прочувствованное, и тогда поражаешься духовной проницательности художника, способности выразить красками, казалось бы, непередаваемое». «Художнику, безусловно, веришь. Он ничего не выдумывает, передает то, что есть, но своими средствами, и оттого окружающий мир становится богаче и щедрее...» Это строки из книги отзывов о персональной выставке художника Сергея Гавриша, открытой во Дворце культуры рабочего поселка Алтайского в 1980 году. А уже в 1981 году выставку посмотрели жители города Барнаула. Картины демонстрировались в кинотеатрах «Пионер» и «Мир», © издательстве «Алтайская правда», в клубе творческой интеллигенции... Художником было представлено свыше 60 работ. Несмотря на большое разнообразие тем и сюжетов, мы видим на его полотнах вполне цельный и психологически углубленный художественный мир Иногда сюжет кажется несколько камерным, но за внешним спокойствием, статичностью форм угадываешь вдруг стихию поэтических символов: от высокой патетики до клятвенно-сокровенной исповеди, и все это как бы 'различные фазы одного и того же движения — к художественному постижению подлинных законов красоты человеческого бытия. Художнику чужда эстетическая констатация легковесных обещаний, пустого прожектерства. Рамки сюжета не фиксируют суще* ствуюших тенденций нашего миросозерцания, они остаются открытыми, и зритель становится активным соучастником размышлений, а не пассивным потребителем авторской концепции. Научная фантастика. Что это? Ведь по существу своему живопись С. Гав-риша глубоко реалистична, она рассказывает о дне сегодняшнем, но самой природой своего жанра она обращена в будущее, в ней романтика творческого поиска и надежд. Хотя техника будущего нередкий гость на его полотнах, но человек при этом не нивелируется до некоего «ходячего модуля», техника лишь углуб- * Новое начало», ляет его высокий нравственный мир, «Дороги счастья», его связь с вечной природой. «Дуэль». время—пространство—человен Вот один из сюжетов С. Гавриша. Повергнут коррозионным недугом электронный монстр, и люди остаются лицом к лицу с пустыней. Но не о «техническом закабалении» людей говорит автор, а совсем о другом Что делают в создавшейся ситуации его герои? Ничего особенного: разводят костры, любуются природой, с которой, возможно, они впервые столкнулись. Не противопоставление, а синтез технической и гуманитарной культур позволит избежать душевной иедостаточиости, жесткости и рационализма, и воспитание вселенской любви к природе — первое средство духовной терапии. С. Гавриш придает немаловажное значение названиям своих картин и нередко пишет их прямо на холсте. Иногда слово входит в композицию произведения, является составным элементом ее содержания. Очень характерна для творчества художника аллегория «Дороги счабтья». Ее сугь в бескомпромиссности движения к цели. Через хаос и мрак, через тернии непонятного, насмешливого, злобного... А вот неведомые могучие птицы скользят над зыбким серебром дороги, и радуги освещают им путь к далеким звездам, где поэзия полета и сказки («Над Луной»). А идиллически сказочный мир еще будет обжит («Новое начало»). И снова поиск, планы, проекты... Только надо суметь сохранить нашу «колыбель», сохранить наследие великой культуры прошлого, сохранить саму жизнь. Те, кто воочию ознакомился с творчеством алтайского художника, единодушны в своей оценке. Книги отзывов о его персональной выставке заполнены теплыми словами благодарности и доброго напутствия. Приведу одно из типичных высказываний. Учительница школы № 75 города Барнаула Н. Кудрявцева пишет: «Картины С. Гавриша очень своеобразны и оригинальны, они жизненны и доступны пониманию всех. В них нет ничего ни поверхностного, ни заумного, а есть удивительно реальный в своих тончайших взаимосвязях и скрытых противоречиях мир. И художник изображает его таким, каким воспринимает. Любовь к жизни, стремление утверждать добро, нести людям радость, понимание счастья — вот главное содержание его работ. Впечатление необыкновенное, труднопередаваемое, смотришь и невольно веришь в доброе, светлое». ВИКТОР ВИЗЕР, заместитель директора ГПТУ-4 г. Вий ска Публикуем несколько новых работ Сергея Гавриша:
|