Техника - молодёжи 1984-05, страница 8

Техника - молодёжи 1984-05, страница 8
НАЙТИ СЕБЯ

ТАТЬЯНА МЕРЕНКОВА, наш спец. корр.

Известность не каждому по вкусу. Поначалу Нина даже растерялась от внимания, в центре которого она оказалась. Приезжали фотокорреспонденты, ее приглашали выступить на комсомольских собраниях в школах и ПТУ. Смущения не вызывали только письма, она отвечала на них сразу и подробно. Одним из первых получила Нина Васильева письмо от школьников Нальчика, которые писали, что их школа, как и Воронежский комбинат синтетического каучука, на котором Нина Васильева работает, носит имя Сергея Мироновича Кирова и пионеры хотят устроить посвященный ему музей. Председатель совета дружины Фатима Аппа-ева просила познакомить их с историей комбината, с передовиками труда. Ребята поздравляли «уважаемую Нину Петровну» с присуждением ей премии Ленинского комсомола и просили рассказать также о себе, о своей работе.

Нина написала: «Дорогие ребята! Рада была получить от вас письмо. Высылаю книжку «Киров-цы», в ней вы найдете и историю нашего комбината, и рассказы о лучших его людях.

О себе мне говорить трудно — ничего в моей жизни особенного нет. Выросла в деревне в Липец-

Лауреат Нина ВАСИЛЬЕВА.

кой области. Название у моего села красивое и необычное 1— Крутч-Бай-гора. В семье нас семеро детей, я старшая. После десятилетки лосту-пала в педагогический институт, но не прошла по конкурсу. А в Воронеже одна моя подруга уже окончи-чила ПТУ при комбинате имени Кирова, позвала меня. Я и поехала. И тоже поступила в ПТУ и стала учиться на машиниста компрессорных установок...

Окончив ПТУ, стала работать в цехе по производству ацетилена. Тружусь здесь уже восемь лет. Вступила в партию. Общественной и комсомольской работы у меня много. Занимаюсь рационализацией...»

Отвечая на письма, Нина много думала над тем, что же важного было в эти годы, что помогло ей твердо встать на ноги? Ярко вспомнился тот день, когда она получила в отделе кадров комбината направление на работу. Оно ее разочаровало, больше того — сильно огорчило. Распределили ее не на основное производство, как она ожидала, а на ацетиленовую станцию, которая хоть и является цехом комбината, но расположена на отшибе — в четырех километрах от основных корпусов.

Первый раз пришлось Нине добираться туда рейсовым автобусом (рабочих на смену и со смены возит заводской). От остановки километра полтора шла пешком. Лил безнадежный осенний дождь, и так же безнадежно было у нее на душе. Думала с подружками из общежития вместе работать на красавце-комбинате, а получается совсем по-другому...

Мастер, увидев перед собой растерянную, со слезами на глазах девчонку, обомлел: это надо ж, кого в компрессорщики стали присылать! Но виду не подал. Пойдем, говорит, покажу, где работать будешь.

До нее, оказывается, женщин-компрессорщиц здесь не было. Некоторые не верили, что Нина с работой справится. Зато руководство цеха ободряло. Все это Нину раззадорило, и ей захотелось доказать, что ответственности, знаний и смелости у нее не меньше, чем у любого из работавших в компрессорной мужчин.

Сейчас уже можно твердо сказать: ей это удалось. Она как бы проложила тропку: теперь в каждой смене на компрессорной станции работают женщины. Нина уже сама подготовила двадцать две де-вушки-компрессорщицы.

Нина оторвалась от воспоминаний, решила еще кое-что добавить в письме пионерам. «Много радости

приносит мне, ребята, общественная работа. Через год после моего прихода в цех меня избрали комсомольским секретарем. И хоть организация у нас очень маленькая, у меня появилась забота о делах всего цеха. Многие молодые люди жалуются сейчас на скуку: жизнь их, как правило, ограничена работой •— домом — работой... А вот общественные дела скучать не дают — приходится решать совсем другие, чем на производстве, вопросы, все время вокруг новые люди. Вот вы делаете музей, и, наверное, сами заметили, как это обогатило вашу жизнь».

Как интересно, однако, оглянуться! Перебрала Нина в памяти события последних лет, и среди них выдвинулись вперед те, которым она до этого не придавала особого значения. Оказывается, окончательно решила она остаться в цехе только тогда, когда было принято ее первое рационализаторское предложение, когда она обрела уверенность в себе, почувствовала себя в компрессорном отделении настоящей хозяйкой. Сейчас ей удивительно: и придумала-то не ахти чего, а как это отозвалось на всех ее делах!

Недаром говорят: творческий человек живет не одну, а несколько жизней. Это потому, наверное, что полноценными переживаниями он богаче и пользы приносит обществу несравненно больше, чем тот, кто идет проторенными дорожками.

Нина как-то обратила внимание на расположение термометров, которые измеряли температуру поступающего в адсорберы воздуха. Дело в том, что машинист компрессорных установок обслуживает и блок осушки ацетилена, где в специальных баллонах-адсорберах газ освобождается от влаги. Осушка цдет при +220°. Температуру горячего воздуха измеряли сразу при выходе из компрессора. Затем он шел по трубам к адсорберам и, конечно, по пути несколько охлаждался. Вот Васильева и предложила установить термометры непосредственно перед баллонами осушки. Тогда уже можно будет не сомневаться, что процесс идет при нужной температуре. Предложение в цехе поддержали, и оно было внедрено.

Первая удача окрылила Нину. Она стала другими глазами смотреть на вверенную ей аппаратуру. Хитросплетение труб, гудящие компрессоры, бесстрастные приборы превратились для нее в единый живой организм, которому она может помочь действовать с полной отдачей.

Каждый человек, привнесший в свою работу что-то новое, обретает уверенность в себе, испытывает большую ответственность за свое

6