Техника - молодёжи 1984-07, страница 23

Техника - молодёжи 1984-07, страница 23

рые не подвергались его воздействию. Эксперимент проходил в подземном помещении и длился месяц. Те, кого облучали слабыми электромагнитными волнами, не знали об этом. Если обычно, даже в темном помещении, период активности человека сохранялся около 25—26 часов, то под действием ЭМП этот период увеличился до 30 и даже 40 часов, людям казалось, что именно столько длится на поверхности земли день. Под влиянием электромагнитного поля изменился также электролитный состав мочи и выделительная функция почек испытуемых.

Если постепенно уменьшать длину радиоволн, то вскоре мы окажемся в инфракрасной области, занимающей в электромагнитном спектре участок от 700 до 1600 нм. Это тепловые лучи от таких, например, источников, как солнце, раскаленная печь, электролампочка или же костер. Мы их ощущаем терморецепторами нашей кожи. Приблизив руку к человеку или к кошке, мы также ощутим тепло этих лучей. Но у нас, людей, в отличие от некоторых животных, которых природа наделила прекрасными термолокаторами, нет живых «приборов» ночного видения, способных воспринимать инфракрасные лучи, идущие от всего живого, даже от растений. А вот кровососущим, к примеру, в любое время дня и ночи нужно искать и находить добычу. Для них более важное значение играют не видимые лучи, а инфракрасные, позволяющие дистанционно находить тело своих будущих жертв. Самый обычный постельный клоп обнаруживает объекты, имеющие температуру тела, на расстоянии нескольких метров. «Последнее наведение» его на объект происходит с более близкого расстояния — 15 см. По мере приближения к нему клоп водит своими «антеннами» во все стороны. Выбрав место присасывания, он поворачивает все тело в сторону, указываемую «антеннами», и направляется к месту свершения своих «пиратских акций». Другой кровосос — клещ — вооружен более совершенным термолокатором. Забравшись на кончик листа дерева или куста, он поднимает передние ножки и начинает ими водить в разные стороны. На ножках можно различить округлые образования — это и есть термолока-торы. Они воспринимают лучи за несколько метров от источника. Когда теплокровное животное или человек приблизится к нему, клещ падает на него и впивается с головой в кожу. Известен чрезвычайно простой опыт. Достаточно человеку высунуть голову вз автомобиля, как клещ на расстоянии нескольких метров обнаруживает его и на-

Тан устроена лицевая ямка змеи. По существу, это камера-обскура, в которой инфракрасное излучение фокусируется на мембране ямки, содержащей сотни тысяч рецепторов. При этом тепловой импульс переводится в «видимое» для змеи изображение.

чинает двигаться в его сторону. Если голову убрать, при этом металлический корпус машины выступает в роли экрана, или надеть металлическую каску, клещ теряет человека и начинает растерянно тыкаться в разные стороны. Появление головы из кабины снова позволяет ему найти верное направление. Следовательно, термолокатор «таежный разбойник» включает только на последних этапах поиска человека.

В глубинах океана есть тоже много животных, пользующихся «приборами» ночного видения. Последние отблески света в воде гаснут на глубине 200 м, а жизнь продолжается и на 10-километровой глубине. Одни существа зажигают в кромешной тьме свои биолюминесцентные «фонарики», другие пред почитают, оставаясь невидимыми улавливать инфракрасный свет идущий от всех живых существ, Глубоководные кальмары, помимо своих обычных глаз, очень похожих на человеческие по своему строению, имеют еще термоскопические глаза, улавливающие инфракрасные лучи. Строение термоскопического глаза сходно с обычным, воспринимающим видимый для нас свет. Там также можно найти хрусталик, роговицу, сетчатку. Только в этой сетчапф рецепторы приспособлены воспринимать инфракрасные волны, а чтобы обычные световые лучи не мешали рассматривать идущее от живых объектов тепловое излучение, каждый тер-москопичеокий глаз снабжен специальным светофильтром, задерживающим все лучи, кроме инфракрасных. Самое интересное то, что термоскопические глаза расположены у кальмара на хвосте. Вращая им, как головой, кальмар высматривает животных, которыми можно полакомиться, а также хищников, своих собратьев, например, которые нередко занимаются «каннибализ

мом». Да, полезно иногда иметь на хвосте глаза, тем более ночного видения.

В своей известной книге «20 лет в батискафе» знаменитый исследователь подводных глубин Жорж Уо отмечает, что на глубине 5—6 км, в океанской пучине, где властвует вечный мрак, он встречал рыб с хорошо развитыми глазами, они подплывали к иллюминатору батискафа, но никак не реагировали на яркий луч прожектора. Зачем тогда им глаза? Может, и в этом случае для того только, чтобы видеть инфракрасный свет и всех тех, кто его испускает?

В Америке водятся чрезвычайно ядовитые гремучие змеи, а у нас в Средней Азии щитомордники. Присмотревшись к этим змеям, можно обнаружить у них на голове четыре ноздри. С каждой стороны одна нормальная, а вторая большая. Это большое углубление между глазом и ноздрей — окивой термолокатор, лицевая ямка. Змей, имеющих ее, относят « семейству ямкоголовых. Каждая ямка представляет собой полость глубиной 6 мм, открывающуюся наружу отверстием диаметром около 3 мм. На дне полости натянута тонкая мембрана. На 1 мм2 мембраны можно насчитать до 1500 терморецепторов. По существу, перед нами своеобразный глаз — инфракрасная камера-обскура. А поскольку поля ямок перекрываются и поступающие в мозг нервные импульсы ана-

Ориентация жгутиконосцев эвглен в радиочастотном поле. В обычных условиях движения эвглен хаотичны. При наличии же источника радиоволн они ориентируют свое тело по направлению к генератору электромагнитного поля.

ог^

21