Техника - молодёжи 1988-03, страница 39

Техника - молодёжи 1988-03, страница 39

| ИСТОРИЧЕСКАЯ СЕРИЯ*)

ВЕЗДЕСУЩИЙ «СТЕРЕГУЩИЙ»

«В результате боя, происшедшего

под командованием капитана 3-го ранга Збрицкого уничтожил 5 вражеских транспортов с войсками и военными грузами, один транспорт загнал на минное поле, потопил два торпедных катера» — такое сообщение опубликовало Совинформбюро. Один сравнительно небольшой корабль отправил на дно вражеский конвой! Название его в сводке не указывалось, но теперь мы знаем — это был «Стерегущий».

...В начале 30-х годов, когда страна приступила к созданию современного военно-морского флота, судостроителям поручили разработать проект эскадренного миноносца, который ни в чем бы не уступал иностранным кораблям этого класса. Кроме того, новым эсминцам предстояло заменить прославленные «новики», большинство которых вступило в строй еще в годы первой мировой войны.

Работа над эсминцами проекта 7,

типа «Гневный», заняла немало времени. Первоначальный проект, по которому водоизмещение не должно было превышать 1548 т, улучшали. В частности, усиливали артиллерийское и торпедное вооружение. В результате водоизмещение возросло, но скорость удалось сохранить весьма высокой. Это было обеспечено и мощной силовой установкой — три водотрубных котла вырабатывали пар для двух турбин, и те при форсаже развивали 54 тыс. л. е.,— и тщательно продуманными обводами необычно длинного и узкого корпуса.

Артиллерийское вооружение «семерок» состояло из четырех 130-мм орудий главного калибра, поражавших цели на дистанции 25,5 км. Для сравнения — почти равные по калибру 127-мм пушки германских эсминцев стреляли на 17,7 км, английские 120-миллимет-ровки — на 15 км. На центральной надстройке находилось два 76-мм универсальных орудия, которые могли вести огонь по самолетам и надводным целям. Для отражения атак авиации служили 45-мм полуавтоматические пушки и крупнокалиберные пулеметы ДШК.

Основное оружие эсминцев — строенные торпедные аппараты, могли выпускать 533-миллиметровые торпеды залпом и поодиночке.

Еще в первую мировую войну эсминцы показали себя универсальными кораблями. Они не только ходили в лихие торпедные атаки, но и преследовали вражеские подводные лодки, охраняли свои линкоры и транспорты, высаживали десанты, ставили минные заграждения. Советские судостроители учли это обстоятельство — «семерки» принимали на борт по десять больших и двадцать малых глубинных бомб и на верхнюю палубу до 60 якорных мин заграждения.

Следом за «Гневным» на заводах заложили еще 25 «семерок», в 1941 — 1945 годах сражавшихся на всех флотах. Постройка «Стерегущего» началась весной 1936 года. В следующем году его спустили на воду, а летом 1939 года новый эсминец вступил в

Великую Отечественную войну «Стерегущий» встретил в составе 1-го дивизиона эсминцев, входившего в состав Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота. В этом соединении были новейшие крейсера «Киров», «Максим Горький», два дивизиона эсминцев проектов 7 и 7у (улучшен-

Уже на второй день войны «Максим Горький», «Стерегущий», «Гневный» и «Гордый» вышли к устью Финского залива, чтобы прикрыть свои минные заградители. Моряки не знали, что нацисты коварно, накануне войны, поставили мины в наших водах. На одной из них подорвались «Гневный» и крейсер. «Стерегущий» проводил поврежденный крейсер в порт, несколько раз затралив своими параванами «рогатую

А 2 июля «Стерегущий» вместе с эсминцем «Калинин» и тральщиком «Бугель» сам ставит мины там, где могли появиться корабли противника. Еще через десять дней дивизион перебазировался из Таллина в Моонзунд — вел его «Стерегущий», на котором держал флаг командир соединения.

18 июля наша разведка заметила неприятельский караван, 26 транспортов под охраной торпедных катеров и тральщиков. «Гордый» и «Свирепый» не успели пополнить запасы топлива и на перехват ринулся только «Стерегу-

Когда эсминец приблизился к острову Муху, по нему открыла огонь вражеская береговая батарея. Не снижая хода, «Стерегущий» дал несколько залпов главным калибром — батарея надолго замолчала. А вскоре сигнальщики заметили суда каравана, над которым уже кружили советские бомбардировщики. Первые выстрелы 130-мм пушек накрыли головные транспорты неприятеля, один задымил, второй резко осел и стал погружаться. Так начался бой, тот самый, о котором на следующий день сообщило Совинформбюро.

В начале августа команда «Стерегущего» выполнила необычное задание, доставив на остров Сааремаа авиационные бомбы. Через несколько дней

балтийские летчики сбросили их на столицу «третьего рейха».

То, что именно «Стерегущему» выпадали самые трудные, рискованные операции, было закономерно. Корабль славился отличной выучкой команды, примером для которой был командир. «Питомец Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, воспитанник большевистской партии, он за 12 лет службы на флоте прошел путь от курсанта до командира корабля,— писала о Е. Збрицком газета «Красный Балтийский флот».— В боевых походах, в ожесточенных схватках с врагом зарекомендовал себя волевым, инициативным моряком. За операции, проведенные в войну с белофиннами, капитан-лейтенант удостоен ордена Красной Звезды... Корабль первым на Балтике отправил на дно фашистскую подводную лодку».

12 августа Е. Збрицкий получил приказ: провести из Таллина в Кронштадт крупный санитарный транспорт (ныне теплоход «Балтика»). Идти предстояло через минные поля, а на борту подопечного судна — 3 тыс. раненых бойцов. Уже на траверзе мыса Юминда взорвались на минах и погибли два тральщика. Следующая мина взорвалась в параване «Стерегущего», корабль на время потерял ход. Новые взрывы, теперь у борта санитарного транспорта, с него семафорят: «Затоплено котельное отделение». И тогда Збрицкий принимает неожиданное решение — заводит буксирный трос за... кормовую пушку главного калибра, так надежнее. Караван вновь двинулся в путь, и вновь командир эсминца принимает нестандартное решение — ведет почти неуправляемое судно в тумане через пролив, ширина которого чуть больше кабельтова (1В5 м). И благополучно отдает якорь на рейде Кронштадта.

30 августа, когда войска противника приблизились к Ленинграду, «Стерегущий» включили в систему артиллерийской обороны города. Маневрируя по узкому Морскому каналу и на рейде Петергофа, эсминец вместе с линкором «Октябрьская революция» отражает налеты вражеской авиации, бьет главным калибром по позициям врага. И тот бросает на советские корабли десятки «юнкерсов» и «хейнкелей».

Численное превосходство неприятеля сказалось 21 сентября — в тот день в «Стерегущий», стоявший на позиции на Большом Кронштадтском рейде, попало несколько авиабомб. На мачте полуэатонувшего корабля развевались флажки последнего сигнала: «Погибаю, но не сдаюсь!»

20 июля 1944 года зпроновцы подняли эсминец и поставили в док. Долго еще «Стерегущий» охранял морские рубежи нашей Родины и лишь в 50-е годы уступил место в строю новому боевому кораблю, унаследовавшему его

Павеп ВЕСЕЛОВ,

историк

37