Техника - молодёжи 1988-12, страница 13

Техника - молодёжи 1988-12, страница 13

ЭХО «ТМ»

XXI столетие-век природного газа

В № 5 за 1987 г. и № б за 1988 г. вы опубликовали материалы о работах советских и зарубежных ученых, предсказавших и выявивших новые источники нефти и природного газа. Авторы доказывают исключительные перспективы природного газа для развития народного хозяйства в ближайшем будущем.

Действительно, газодобывающая отрасль наиболее динамична в топливно-энергетическом комплексе, оказываясь своеобразным буфером в случае его сбоев. За счет газовиков выправлялись диспропорции, например, когда не выполняли планы добычи нефти, когда вышла из

строя Чернобыльская АЭС и т. д. Газ — наиболее экологически чистое сырье.

Однако и газодобывающая промышленность не может эффективно решить некоторые проблемы. Главная из них — тысячекилометровые расстояния, разделяющие места добычи — в основном на fевере Западной Сибири — и потребителей в европейской части СССР и на Дальнем Востоке. Дальность транспортировки в несколько раз увеличивает стоимость природного газа.

в. юров,

инженер Волгоград

За ответом читателю мы еще раз обратились к заместителю директора института проблем освоения Севера СО АН СССР, доктору геолого-минералогических наук Владимиру Цареву.

Вопрос, надо сказать, снайперский. Транспорт — проблема. И ничего радикально нового в ее решении в ближайшее время похоже не предвидится. Выход один — приближать добытчиков газа к потребителям, открывать его месторождения в местах использования — в центральных и южных районах европейской части СССР, на Дальнем Востоке. Скажут, что запасы здесь невелики и ранее открытые месторождения исто щены. Совершенно верно! Только с одной оговоркой — справедливо это лишь по отношению к обычным месторождениям природного газа. Теперь же мы знаем о существовании новых, вовсе неосвоенных «нетрадиционных» источников. О них и пойдет речь.

Это прежде всего громадные поля — в миллионы квадратных километров! — морских осадков, заполненные твердыми соединениями газов с водой — газовыми гидратами, под которыми непосредственно находятся залежи свободного природного газа. Слоеный пирог из гидратов и газа существует при глубинах воды свыше 300 метров, начиная с поверхности дна и до 400—500 м в Охотском, Японском, Черном, Каспийском и других морях, омывающих СССР. Как раз за счет этих источников можно было бы в первую очередь обеспечить бедные энергоресурсами районы СССР, возможно, даже к 2000 году.

Что же дает основания делать такие оптимистические предположения? В пределах перечисленных районов — конти

нентальных окраин, то есть наиболее газообильных зон, проведен большой объем морских геофизических работ. Интерпретация материалов исследований позволяет выделить участки, в пределах которых можно начинать разведку и разработку газовых и газогидратных месторождений (ТМ № 6, 1988 г.).

Проведение морских геофизических работ не представляет трудности: у нас есть суда и необходимая аппаратура. Правда, бурить скважины при глубинах моря свыше 300 м пока нечем. Как же тогда быть?

Очевидно сейчас, когда мировой политический климат существенно потеплел, такие работы в международных водах можно было бы выполнить в рамках межгосударственной кооперации. Тем более что есть такие высокоразвитые страны, как, например, Япония, Южная Корея, которые практически не обеспечены собственными ресурсами природного газа, но имеют высокоперспективные на гидраты и свободный газ морские континентальные окраины. Эффективным, особенно с привлечением третьих стран, стало бы советско-болгарское сотрудничество в освоении участков Черного моря.

Насколько велики ресурсы природного газа в акваториях, говорит следующий пример. По последним оценкам американских специалистов, ресурсы газа в зонах гидратообразования морских континентальных окраин США составляют 7600 трилл. м ', в то время как на суше суммарные запасы газа равны лишь десяткам триллионов. А ведь у СССР протяженность и площадь континентальных окраин в несколько раз больше!

Но газогидратными и связанными с ними залежами свободного газа далеко не исчерпываются нетрадиционные источники. До недавнего времени (10— 15 лет назад) считалось, что газы, содержащиеся в плотных породах, не имеют промышленного значения, так как из скважин, пробуренных в таких породах, получали очень маленькие притоки газа.

Сейчас положение коренным образом изменилось. Американские ученые и инженеры разработали технологию для создания вокруг скважин в плотных породах зон повышенной трещиновато-сти с радиусом в километры! Делают это, нагнетая по скважинам под очень большим давлением жидкость. В нее добавляют, например, песок или аналогичный по свойствам синтетический материал — кристаллики корунда или кварца. В результате раскрытые жидкостью трещины и поры горных пород не могут сомкнуться. Теперь из скважин, прежде не дававших газа, стали получать притоки в десятки и сотни тысяч кубометров в сутки! Благодаря внедрению этих технологий всего за несколько лет запасы газа в США по промышленным категориям были удвоены.

А как обстоят дела в Советском Союзе? По запасам газа в плотных породах мы во много раз можем опередить США. Причем такие скопления есть в южных и западных районах СССР, бедных обычными месторождениями. Но у нас нет техники для массированных гидроразрывов. Нужно разрабатывать технологии и создавать индустрию технических средств, что позволит повысить эффективность нефтегазодобывающих отраслей в несколько раз. А сейчас пока она падает.

Есть и еще один совершенно новый источник, глобальный, распространенный в пределах всей Земли, к которому еще только начинают подбираться разведчики. Это трещиноватая зона в кристаллических породах земной коры. По до сих пор существующим представлениям углеводороды в этих породах, где отсутствует биогенное органическое вещество, образовываться не могли, не могло быть в них и резервуаров — пористых трещиноватых зон, где скапливаются нефть и газ. Теперь эти представления устаревают. В ТМ № 5 за 1987 г. рассказывалось о разработке новых моделей геохимических процессов образования нефти и газа из неорганических компонентов горных пород в широком диапазоне температур начиная с нормальных. А после бурения сверхглубокой скважины СГ-3 на Кольском полуострове стало известно, что в кристаллических породах существуют мощные трещиноватые зоны. Эти материалы позволили по-иному взглянуть на природу верхних отражающих горизонтов (там резко изменяются скорости упругих волн), опоясывающих весь земной шар как на суше, так и в Мировом океане. Сейчас множество прямых и косвенных данных указывает, что толщина обнаруженных

1 1