Техника - молодёжи 1989-01, страница 56

Техника - молодёжи 1989-01, страница 56

шения ею хотя бы одного из многих тысяч предстоящих шагов не хватит и всего населения острова.

Во-вторых, поставленное на ребро изваяние погружается в грунт, упрощенно говоря, до тех пор, пока площадь контакта, ограниченная «ватерлинией», не станет достаточной для компенсации силы тяжести. При развороте вся погруженная часть будет действовать словно лемех плуга.

Не совсем понятна логика П. Павла, считающего, что раз статуи передвигали стоя, основания должны были стачиваться. Иными словами, для того, чтобы основание стерлось о дорогу, надо сделать хотя бы несколько сотен шагов, а для совершения даже одного шага необходимо, чтобы основание было уже скруглено. Выход для бетонного

страконицкого моаи был найден очень простой: его подошву стачивали искусственно. Это предельно облегчает не только накренение моаи, но само шагание — ведь «лемех» попросту отсутствует. Но древние ваятели такого спасительного скругления почему-то не делали: основания изготовленных, но так и оставленных в каменоломнях моаи совершенно плоские. Даже эта вроде бы невинная некорректность постановки эксперимента в Страко-ницах не смогла сгладить изъяны гипотезы П. Павла: черепашья скорость подвижки — один метр в час — говорит сама за себя.

И в Страконицах, и у Рано-Рара-ку моаи прошли всего несколько метров по очень простой для них дороге. В древности же истуканов передвигали на 7—15 км по пересе

ченной местности, по неровностям лавовых полей, песку, мягкому грунту.

В легендах полинезийцев говорится, что истуканы шли сами, их двигала мана (сверхъестественная сила), но иногда под статуи бросали вареный ямс или другие плоды, служащие своеобразной смазкой. В подтверждение правильности гипотезы П. Павла почему-то всегда приводят лишь малую долю фольклорных сведений. А между тем эксперимент стыкуется с легендами лишь в той их части, где говорится, что статуи шагали, то есть все время оставались в вертикальном положении. Однако моаи не идет сам по себе, его приходится буксировать, и тогда смазка из ямса становится абсолютно бесполезной, она бы просто сметалась кромкой основания.

«ОЖИВЛЕНИЕ» ИСТУКАНОВ

Павел ПАВЕЛ,

инженер

Заинтересовался я загадкой моаи скорее как инженер. Захотел попытаться решить, эту любопытнейшую задачку. Я знал, что, по древним преданиям, каменные гиганты ходили сами, вразвалку. Интересно... Но какая тогда у них была подошва, а вернее основание — плоское, выпуклое, и если так, то до какой степени? Можно ли делать моаи с ровным обрезом, пойдет ли он? Каков радиус и где должен быть центр у сферической подошвы? Раз статуи когда-то перемещали стоя, основание неминуемо должно было стачиваться. Но не существовал ли риск, что оно сточится так, что истукан в конце концов упадет?

Прикинув решения задачи при разных условиях, я рискнул, наконец, на эксперимент. В моем родном городке Страконице была отлита бетонная модель моаи высотой 4,5 м и весом 12 т. Радиус ее основания лишь на 60 см превышал центр тяжести. И что же? Понадобилось всего 17 человек, чтобы она зашагала.

Но что, если у настоящих статуй Рапануи основания ровные? По расчетам выходило, что все равно можно перемещать. Нужен был эксперимент с самими моаи. И он состоялся.

...С первого дня мы не отходим от статуй. Эрозия их поверхности поражает. На фотографиях они выглядят как величественные, чуть ли не отшлифованные колоссы, а в реальности вызывают сострадание. Спина, грудь.

плечи — словом, все, что открыто ветрам и осадкам, выглядит ужасно.

После бурных дискуссий Сергио Рапу, губернатор острова Пасхи, выбрал для нас сравнительно небольшого моаи высотой 2,75 м. Массы 4—5 т, думаю, вполне хватит для чернового опыта. Статуя стояла прямо в деревне за местной почтой. Добровольных помощников под рукой достаточно. Ну что, пробуем? Канаты напряглись. Я окаменел, словно моаи, а статуя даже не шевельнулась. Лихорадочно соображаю, что могло случиться? Рабочей силы хватает, а моаи даже меньше, чем в Страконицах. И тут до меня дошло: полинезийцы просто делали вид, что тянут. Заметили, что их снимают киношники, и тут же превратились в артистов. После коротких уговоров они как следует взялись за канаты, и... моаи шагнул. На месте сдвинутой фигуры осталась кривая борозда от граней основания. Еще один шаг, еще. На первый раз хватит, камеры успели

Рис. 3. Так шагают моаи по способу чешского инженера Павла Павла. Его гипотеза во многом объясняет, как древние преодолевали гигантские технические трудности, с которыми столкнулись С помощью каната, привязанного к голове стоящей статуи, ее наклоняют вбок, а затем другой веревкой, прикрепленной над приподнявшимся основанием, разворачивают вокруг оси. Так истукан делает первый шаг. Следующее перемещение происходит при симметричном приложении усилий — другим плечом вперед. Впрочем, к подобному способу интуитивно прибегают, когда надо передвинуть массивный предмет — скажем, бочку на ободе.

НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕДВИЖКИ СТАТУИ

центры поворота статуи

54