Техника - молодёжи 1989-09, страница 43

Техника - молодёжи 1989-09, страница 43

Под

шпилечный патрон

Автор статьи — старший научный сотрудник отдела оружия Государственного Исторического музея, кандидат исторических наук Юрий ШОКАРЕВ.

Художник — Михаил ПЕТРОВСКИЙ.

История огнестрельного оружия была бы неполной без рассказа о знаменитой системе Лефоше. Достаточно сказать, что именно с нее разошлись пути развития боевого и охотничьего огнестрельного оружия.

Итак, в 1832 году, после семи лет напряженной работы, парижский оружейник Казимир Лефоше взял патент на легкую двустволку. Несомненно, создавая эту конструкцию, он, как и немец Дрейзе, испытал влияние Самуэла Паули, долгое время разрабатывающего ружья под унитарный патрон. Лефоше можно считать его преемником, поскольку на одном из ранних изделий указано место изготовления — «бывшая мастерская Паули».

У двустволки Лефоше расположенные в горизонтальной плоскости стволы могли откидываться вниз, открывая казенники для укладки патронов. Ружье как бы переламывалось пополам, отсюда возникло название подобных систем — переломные. Впрочем, справедливости ради напомним, что переломные охотничьи ружья существовали еще в XVI11 веке. Парижский мастер нашел более надежный способ запирания стволов. Дело в том, что до Лефоше стволы запирались защелкой, и со временем она расшатывалась, и ружье становилось небезопасным для владельца. В «переломке» Лефоше стволы намертво удерживались специальным эксцентриком — тот заходил в два подствольных крюка после того, как стрелок поворачивал длинный нижний рычаг. Всю систему запирания назвали именем изобретателя.

Кроме того, Лефоше разработал оригинальный унитарный патрон, состоявший из металлической гильзы с порохом, дробью и пыжом, а также приваренной к ней сверху брандтрубки для капсюля. Именно в этом и заключался первоначальный замысел французского изобретателя — поместить брандтрубку не как обычно, на оружии, у замка, а на гильзе. Тогда охотник мог бы носить полностью снаряженные патроны, которые требовалось только лишь вставить в хазенник.

Надо отдать должное Лефоше — он быстро оценил плюсы и минусы своего

патрона и через пять лет (в 1837 году) создал ставший знаменитым шпилечный патрон. Вполне возможно, что торчащая брандтрубка и навела его на мысль чем-то заменить ее. Лефоше так и сделал, поместив капсюль внутрь гильзы, а от нее наружу вывел небольшой стержень (шпильку). После удара курком шпилька сдвигалась, накалывала капсюль, тот воспламенял порох и т. д.

Сама гильза была картонной, с медным донцем — в нем находился ударный состав и шпилька, для которой в казенной части ружья пришлось сделать небольшой пропил, по которому, кстати, можно легко опознать любые образцы шпилечного оружия. После заряжания шпилька чуть возвышалась над срезом ствола; ухватив ее, стрелок выдергивал стреляную гильзу.

Ударный механизм представлял собой видоизмененный капсюльный замок, от которого он отличался разве что плоской головкой курка, такой удобнее было ударять по тонкой шпильке.

В 40—50-е годы XIX века многие европейские фабриканты оружия принялись выпускать ружья системы Лефоше, патентовали и свои образцы под подобные патроны. Например, известный пражский мастер А. Лебеда расположил оба ствола в вертикальной плоскости, один над другим, не менее прославленный в те годы французский оружейник Гастинн-Ренетт разработал ружье, у которого перед заряжанием стволы отодвигались, но такая конструкция оказалась слишком сложной и капризной, поэтому и распространения не получила.

Наш же соотечественник, петербургский мастер Флориан Вишневский создал оригинальный образец патрона, в котором шпилька находилась не сбоку, а в центре гильзы. Недаром многие исследователи считают его изделие прообразом появившегося позднее патрона центрального боя.

...Опыт показал, что «система запирания Лефоше» годится только для охотничьего ружья. Для армейских винтовок, обладавших более мощным зарядом метательного вещества, она оказалась слишком слабой, поэтому их замки конструировались по совершенно иным принципам. Зато для охотничьих двустволок и даже трехстволок система пришлась в самый раз, отличаясь удобством, простотой и надежностью.

Надо сказать, что патрон Лефоше применяли не только в охотничьем оружии. В 1846 году этот замечательный мастер запатентовал револьвер с несколькими вращающимися ствола

ми, который спустя пять лет с успехов демонстрировался в Лондоне.

После смерти Казимира Лефоше i 1852 году совершенствование револь вера продолжил его сын Евгений, и i следующем году французская арми! приняла на вооружение доработаннук конструкцию.

Разные варианты револьверов Лефо ше имелись и в России. Офицерам ре комендовали их приобретать, однак^ заводы их не производили.

А вот гражданские револьверы по/ патрон Лефоше во второй половин XIX века были, пожалуй, популярно его охотничьих ружей. Даже после т го, как появились более эффективны и удобные револьверы центральног боя, шпилечные еще четверть век весьма успешно конкурировали с ним заимствуя у «потомков» некоторы усовершенств ования.

Французский револьвер под шпилеч ный патрон послужил предметом по. ражания во многих странах, в частно сти, в Австро-Венгрии, Германии, Ис пании и, особенно, Бельгии. Послед ние были так распространены, что по говаривали о том, что Лефоше заим ствовал бельгийскую конструкцию

Наряду с обычными, пяти-семи заряд ными, как их назвали барабанными ре вольверами существовали и рассчи тайные на 1 2, а то и больше патроно! Известны и двухствольные револьвер) с двумя рядами камор в барабан Кстати, одна из таких многозарядны. систем ныне хранится в Государстве»" ном Историческом музее в Москве это револьвер, снаряжавшийся 21 шп лечным патроном!

Освоив производство револьвере фирма Е. Лефоше в Париже и ее бел _ гийский филиал принялись выпуская охотничьи ружья с барабанами по| шпилечный патрон. Вот только особо популярностью они не пользовалис хотя и отличались завидной скор стрельностью. Оказалось, что такое р жье лучше не заряжать дробовым патронами, оно становилось чрезмерн тяжелым. Поэтому револьверные ру жья выпускались под пулевые патро ны калибром не более 9—12 мм.

...У шпилечного оружия были суще ственные недостатки. Само заряжани требовало от стрелка известного уме ния, кроме того, подобные патрон| не всегда обеспечивали должную об тюрацию, их было трудно извлекать.' после выстрела (особенно, когда гил> зу «раздувало»). В общем, если в koi куренции с системой игольчатого ор)' жия Дрейзе одержала верх система. Лефоше, то последняя уступила натк ку системы центрального боя.

42