Техника - молодёжи 1990-10, страница 58

Техника - молодёжи 1990-10, страница 58

1 «ТМ»

Однажды...

Дьявол на небе

Массовое переименовывание наших городов в 30-х годах, оказывается, имело куда более глобальный прецедент, правда, так и оставшийся в проекте. В начале XVII века инквизиция святого престола вплотную заинтересовалась деятельностью астрономов. Придя на доклад к папе Иннокентию XII, главный инквизитор доложил:

— Ваше Святейшество, проведенная проверка показала: на картах ночного неба много неправедных, нечестивых и языческих созвездий — Гончие Псы, Дракон, Овен, Большая Медведица .

— Но позвольте, а при чем здесь, скажем, Большая Медведица?

Все звезды этого нечестивого созвездия имеют неправедные названия: Дубге, Мерак, Фегда, Мегрец, Алиот, Мицар,

Биография предмета

Вековой юбилей «паркера»

Англичане подсчитали, что в XVIII веке в их стране расходовалось от 20 до 30 млн. гусиных перьев в год Возможно, опасение, что крыльев у домашних птиц не хватит для дальнейшего развития грамотности, привело одного бирмингемского изобретателя к идее стального пера, которое стало широко приме няться в судебных канцеляриях. Оцнако это, в свою очередь, вызвало резкое увеличение количества клякс на важных документах, и тогда в 1809 году другой изобретатель, Ф Фолш, запатентован устройство, получившее позднее название перьевой авторучки. То была, по сути дела, деревянная цилиндрическая чернильница с поршнем, который, увы, двигался туго и нередко выкатывал на бумагу всю порцию чернил Опять пошли кляксы, да огромные.

В середине XIX века за усовершенствование ручки Фолша взялся нью-йоркский страховой агент J1. Вотерман. Экспериментировал он долго и придирчиво, но зато его патент на авторучку от 1884 года сохранил свою актуальность и до наших дней. Изобретатель добился плавного движения поршня, а самое главное соединил цилиндр-чер-нильницу с пером тонкой трубочкой с нарезами пропускавшей

Бенетнаш. Кроме того, и в других созвездиях есть нечестивые звезды — Арктур, Алькор, Алгол ь...

— Ну хорошо, что такое, например, Алголь?

— Алголь по-арабски означает — дьявол

— Как, дьявол на небе? — не поверил своим ушам папа.— Нужно исправить!

Был вызван придворный астролог, которому и поручили это дело. Он исправил все языческие названия созвездий и звезд, а кроме того, в порыве рвения, предложил Солнце назвать Иисусом Христом, Луну — девой Марией, а Венеру — Иоанном Крестителем. Проект для одобрения и исполнения разослали всем известным астрономам того времени. Ноте категорически отказались что-либо менять на древних картах ночного неба. Посовещавшись между собой, они дали такой ответ:

— Ваше Святейшество, у нас не повернется язык говорить столь богохульные фразы: «Иисус Христос закатился за горизонт», а то и почище того: «На Иисуса Христа нашло затмение, его покрыла дева Мария».

Донос инквизитора не сработал, папе хватило здравого смысла согласиться с этим доводом.

минимальные дозы чернил.

В 1890 году в США было 58 фирм, выпускавших авторучки, в одной из которых работал искусный мастер Дж. Паркер. Вскоре он открыл свою фирму и начал выпускать несколько моделей, высокое качество которых быстро привлекло всеобщее внимание. Паркер применил для перьев мягкую легированную сталь с позолотой. Стал изготовлять корпуса авторучек из целлулоида, эбонита и других пластмасс. Кроме того, он предложил узкую пробочку под перо, исключающую накопление чернильных капель, а следовательно, появление клякс. Именно паркеровские ручки получили название «вечное перо».

Когда с 1907 года фабрики ав торучек стали открываться и в Европе, они взяли себе за образец именно изделия фирмы Паркер Позже их стали копировать и в странах Азии — Японии, Китае, Индии.

Г. МАЛИНИЧЕВ,

инженер

Смотри в оба!

Пришествие

7 апреля заехал на сутки в город Балашов. Прогуливаюсь вечером по знакомым улицам и примечаю—сидят на лавочках жители, лузгают семечки и нет-нет да посматривают как-то выжидающе на небо и все в одну сторону, где, как я знаю, находится аэродром. Заинтриговало меня это, сочувственно спрашиваю: «Что, допекли своим гудением?» — «Что вы, беззвучен как призрак, нам еще учиться и учиться у него!»— отвечают. «У кого у него?»— удивляюсь я. «У НЛО, конечно; про него весь город говорит... Да вот вчера че-го-то не явился...»

Слово за слово, и узнаю я поразительную весть. Оказывается, еще 1 апреля (но без шуток!) где то в полдевятого вечера повис над городом этот самый объект. Повисел смирно минут 20, как бы оглядывая, а что там делается внизу, чем люди заняты, затем потихоньку начал удаляться, уменьшаясь и угасая, пока вдруг не пропал. И что странно — визит стал повторяться с завидной точностью во времени и пространстве, с постоянством поведения, правда, иногда изменяя ради разнообразия свою окраску. Вот как описывают НЛО наблюдавшие его 4 и 5 апреля. например, слесарь машза-вода Валерий Васильевич Саб-лин и обвальщик мясокомбината Анатолий Александрович Мясников: «Размером побольше Луны, голубовато-зеленого цвета с розовой окаемкой; удалившись,

Листая архивы

Уточкин - это класс!

В начале века с демонстрационными полетами в Риге выступал известный русский авиатор и спортсмен Сергей Уточкин. Его гастроли имели весьма благожелательные отзывы прессы. Приведем лишь фрагмент из газеты «Ригас авизе» за июнь 1911 года: «Полеты Уточкина были большим событием, так как публика впервые увидела действительно искусного и смелого пилота. До сих пор в исполнении менее способных летчиков перед полетом мы видели целый спектакль: авиатор с важным видом надевал теплые свитера, меховую куртку и шапку, артистически морщась, натягивал краги, долго примерял очки-консервы. Создавалось впечатление, что сейчас бравый летун поднимется в столь заоблачные дали, где мы и аппарата не увидим, а будем слышать только слабый рокот мотора... Однако, когда после часовой увертюры следовало бы уже и лететь, самолет никак не мог оторваться от земли или в лучшем

исчезает в виде белого расплывчатого пятна».

Долго в ту ночь я всматривался в указанный участок неба, но, как и вчера, небесный гость, увы, пренебрег знакомством. Наутро, уезжая в Москву, я разговорился на железнодорожном перроне со старшиной милиции, спросил: мол, если не секрет, какие меры предпринимают органы в виду возможной угрозы сверху? «Какая угроза? — изумился старшина.— Если бы, допустим, высадку затеял, как в отдельных наших городах, тогда — иной оборот, мы бы ему показали! А так — повисел и пропал, туда ему и дорога!» Потом, припоминая, нахмурился: «Но вот какое дело, вот что меня беспокоит — поезда в то время иногда останавливались, отказывала электрочасть. Это уж совсем никуда не годится, и так с напряжением работаем...»

Когда я приехал в Москву, вдогонку пришло письмо. «Все это ерунда на постном масле,— говорилось в нем.— Власти нам, хохоча, объяснили, что летчики запускали над аэродромом воздушный пузырь и снизу его прожекторами подсвечивали».

Прошел месяц, я уж и забыл о смешном недоразумении, как 6 мая открываю газету «Рабочая трибуна» и натыкаюсь на статью В. Лаговского «Неправильные НЛО». И что же? В ней рассказывается как раз о «саратовском» объекте, который — ну и прыток! — успел побывать в те же самые апрельские дни не только над Балашовом, но и другими местами области...

Ю. ФЕДОРОВ, инженер

случае перелетал через забор и плюхался на землю, после чего летчик и механик собирали части аппарата и отправлялись дальше по городам и весям демонстрировать свое «мастерство». Зато уже при первом полете Уточкина было видно, что мы имеем дело с настоящим мастером — он обходится без этих театральных действ. Когда публика собралась, Уточкин прикуривает свою неизменную папироску, легко вскакивает в пилотское кресло, механик заводит мотор, и машина, взметая пыль, легко взмывает в небо — легко и ловко, как большая, уверенная в себе птица. Самолет делает круг над полем ипподрома, набирает высоту, и тут публика вдруг испуганно вздрагивает — неожиданно обрывается уверенный гул мотора, и самолет бесшумно планирует на взлетное поле. Зрители, распознавшие теперь, что выключение двигателя в полете было намеренным, встречают русского авиатора сплошными аплодисментами. Уточкин выходит из самолета и раскланивается с публикой. Потом было еще 3 полета, где он брал с собой и пассажиров...»