Техника - молодёжи 1993-09, страница 6

Техника - молодёжи 1993-09, страница 6

того, возможен дополнительный нагрев за счет лучистого тепла. Солнце дает до 1200 ккал/ч на 1 кв.м поверхности скафандра. Так что серебристая поверхность помогает отражать солнечные лучи.

Ну а чтобы космонавт не перегрелся от собственного тепла, конструкторы использовали систему газоснабжения открытого типа. Это значит, что газовая смесь нужного состава для дыхания космонавта непрерывно подается в скафандр, а отработанный воздух непрерывно выбрасывается наружу, унося с собой выделяемое тепло, влагу, углекислоту и прочие вредные примеси. Система получилась простой и надежной, хотя и была рассчитана на работу в течение сравнительно недолгого времени - всего около часа.

Но вот что вышло на деле. Как вспоминал Леонов, выбрался-то он без особых осложнений. Когда же наступила пора возвращаться, оказалось, что войти, «как учили», ногами вперед, не получается. Мягкий скафандр под действием находившегося в нем воздуха раздулся пузырем, и космонавт никак не мог протиснуться в узкий люк. Пришлось попыхтеть. А надо сказать, что даже при сравнительно небольшой «теплообменной недостаточности», всего каких-то 150 ккал/ч , у человека массой 60 кг температура тела за час может повыситься более чем на 2 градуса.

В общем, когда Леонов, сбросив давление в скафандре до минимума, развернувшись головой вперед и цепляясь руками, наконец втиснулся в кабину корабля, выглядел он так, словно побывал в парной...

Скафандр для Луны

После этого стало ясно: скафандры мягкого типа надо совершенствовать — работать в открытом космосе в них неудобно, каждое движение дается с трудом. Кроме того, необходимо переходить на экономные, закрытые системы газоснабжения, что-то придумывать для более интенсивного теплообмена

— Все соображения были учтены при работе над лунным скафандром,— рассказал нам ведущий кон-

Конструкторы «Звезды» Слева н а -прав о: ведущии конструктор И.П.Абрамов, генеральный конструктор Г.И.Северин, заместитель генерального конструктора В.И. Сверщек.

структор И.П.Абрамов.— Не все, наверное, знают, что в подготовке советской лунной экспедиции участвовал и Леонов; уж он-то, конечно, не забыл полученного опыта...

Лунный скафандр отличался прежде всего тем, что между несколькими слоями эластичной ткани в него была заложена сетчатая металлическая прокладка. Она не давала ему чересчур раздуваться, обеспечивала большую жесткость и в то же время позволяла довольно свободно передвигаться.

— Мы хотели было даже создать совсем жесткий скафандр с шарнирами на местах сгибов,— вспоминал Абрамов. — Но он выходил слишком объемным, в нем трудно было вписаться в габариты лунной кабины.

На спине размещался ранец системы жизнеобеспечения — баллоны с кислородом, патрон для поглощения выдыхаемого углекислого газа, кондиционер и многое другое. Космонавт в таком скафандре мог бы находиться на Луне 10 ч

без пополнения запасов кислорода, смены поглотителя углекислоты.

Лицо человека, кроме забрала, прикрывали посменно два светофильтра Один предназначался для защиты от прямого солнечного света, другой — менее плотный — для работы в тени. Скафандр рассчитан и на два режима давления, в нем можно было не только ходить, но и сидеть.

В общем, конструкторы «Звезды» сделали все от них зависящее, но высадка на Луну не состоялась. Нас опередили американцы, и у тогдашнего советского правительства пропал интерес к экспедиции. Тем более что с лунной ракетой были большие нелады...

Поговорим о «Еве»

— За свою работу нам и сегодня не стыдно. Многие идеи, воплощенные в лунном скафандре, легли потом в развитие последующих моделей,— сказал генеральный конструктор «Звезды», профессор доктор технических наук Г.И.Северин.

Действительно, нынешние скафандры для выхода в открытый космос — модификации той разработки. Чтобы не перегреться, космонавт поверх нательного белья теперь надевает костюм водяного охлаждения. По вшитым грубкам циркулирует вода, осуществляя охлаждение организма.

Не пропали и намеченные идеи, расчеты по созданию полужесткого скафандра. Они используются для нынешних «выходных» космических костюмов. Металлическая кираса составляет единое целое со шлемом и ранцевой системой жизнеобеспечения; лишь рукава и штанины скафандра мягкие. Это, кстати, позволяет один и тот же костюм использовать космонавтам разного роста. Длину рукавов и штанин можно подогнать, а перчатки для каждого пристегиваются индивидуальные.

Сам скафандр не надевают, в него входят через люк на спине. В наспинной части расположена и АСОЖ, которая одновременно служит герметической крышкой люка В подготовленный к работе костюм космонавт может влезть всего за 2 — 3 минуты. Так же быстро из него

4