Техника - молодёжи 1996-09, страница 9

Техника - молодёжи 1996-09, страница 9

ИМЯ КОТОРОМУ «АДНА».

Иногда в несекретных документах он до сих пор фигурирует под шифром «Экстра-412». (Химики и «химики» со стажем, быть может, вспомнят, что этому шифру соответствовали название и цена самой известной в 70-е гг. водки. Потому и шифр такой придумали по окончании первых успешных испытаний.)

А точное химическое наименование вещества, совершенно секретного на протяжении почти четверти века, — аммоний динитра-мид (сокращение АДНА - сделано по ключевым буквам имени химического). В зарубежной литературе то же соединение обозначают ADN.

Странное зто соединение. Мать-прирсща никогда бы не додумалась слепить молекулу из четырех атомов азота, четырех водорода и кислорода — тоже четырех! Поколдуйте-ка с формулами, основываясь, скажем, на школьных знаниях о валентности — ничего не получится. Но у мастеров химического синтеза — свои законы и свои премудрости.

В начале 70-х гг. молодые московские ученые Сергей Новиков и Владимир Тартаков-ский из академического Института органической химии (Владимир Александрович теперь его директор, а Сергея Сергеевича уже нет в живых) получили-таки немыслимое зто вещество. В миллиграммовых количествах, как водится, в сложном и красивом лабораторном синтезе.

В США независимо от них то же вещество первым синтезировал известный химик Джерри Боттаро из Стрендфордского исследовательского института. Спустя много лет его коллега Ричард Миллер в статье, опубликованной в «Chemical and Engineering News», назовет эту работу образчиком «пленительной химии», но первыми-то были наши...

Однако соединение такого состава должно было оказаться крайне интересным и для практики, прежде всего оборонной. Ведь вы-сокознергетмческое ракетное топливо — это не только калорийное горючее, но и — в паре с ним - мощный окислитель. Многие азотсодержащие соединения обладают ярко выраженными окислительными свойствами. АДНА обещал быть одним из лучших — благодаря элементному составу и структуре: две нитрогруппы через атом азота связаны с аммоний-ионом...

* - /N0?

H*NN{

YlOz

Но, как это часто бывает, достоинства индивидуума обращаются в свою противоположность, едва дело доходит до технологии. Молекулы «новичка» оказались весьма непрочными, разрушить их мог даже не очень яркий свет. Потому первые граммы и килограммы нового окислителя получали при красном освещении — как фотографии печатали...

К разработке технологии капризного окислителя подключили мощные научные коллективы, в том числе подмосковный «Союз» во главе с академиком Б.П.Жуковым (позже З.П.Паком) и питерский ГИПХ, директором которого был Б.В.Гидаспов, тогда еще не академик.

Ленинградские химики не только окончательно подтвердили состав и структуру нового окислителя, исследовали его основные физико-химические, в том числе взрывчатые свойства. Первая технологическая схема,

пригодная для создания опытно-промышленного производства, тоже родилась на берегах Невы.

Разумеется, организация промышленного выпуска нового стратегически важного про дукта потребовала работы еще многих людей и коллективов. Но о «долевом участии» питерцев можно, видимо, судить по такому факту: из 6 человек, удостоенных в 1976 г. Ленинской премии за новый окислитель (по

3. Схема, демонстрирущая принцип действия ГК. Цифрами обозначены: 1 — боек; 2 — капсюль; 3 — заряд горючего и хлората натрия; 4 — теплозащита и фильтрующий материал; 5 — дожигатель СО; 6 — патрубки, по которым кислород идет в индивидуальные маски пассажиров или экипажа.

4. Диаграмма, показывающая динамику поступления кислорода (во времени) из ГК к пользователю.

«закрытому» списку, естественно), было двое ГИПХовцев.

Сегодня об окислителе «АДНА» рассказывать можно почти всё, кроме тонкостей технологии, поскольку, как утверждают, американцы до сих пор получают его чуть ли не при красном свете и с куда большими, чем у нас, затратами.

ЧП и ГК. «Кислородные консервы» в музее РНЦ «Прикладная химия» мне отведать не пришлось — только подержал в руках довольно увесистую консервную банку со своеобразной «начинкой» и чекой, как у гранаты.

Поначалу привыкший к засекреченности Сергей Серафимович и здесь «темнил», говоря о некоем химикате, запрятанном в банку, который разрушится от некоего воздействия и выдаст в трубки, идущие от банки к кислородной маске, столько живительного газа, что на добрый час хватит. И тогда — как бывший химик и инженер — я сам «объяснил» собеседнику, что лучше всего снаря

жать такие банки хлоратом натрия, который распадется на кислород и поваренную соль при разогреве. А уж рассчитать заряд горючего и хлората, да обеспечить оптимальную закономерность газовыделения, зто, по-моему, для инженеров РНЦ «Прикладная химия» — задача пустяковая.

«Действительно, ничего секретного в наших ГК (генераторах кислорода) нет, как и особых ноу-хау, — согласился Георгиевский. Но в случае ЧП, особенно в авиации и на подводном флоте, наши ГК способны спасти многие жизни». И стал рассказывать, тем более что зти генераторы — его собственная разработка.

Первоначально изобретали их для авиации. В случае разгерметизации корпуса на десятикилометровой высоте, чтобы спуститься, скажем, до 1500 м, пассажирскому самолету нужно, в норме, минут 10-15. Так вот, баллончика ГК-1 размерами с банку сгущенки достаточно, чтобы поддержать на это время дыхание трех человек: как раз полуряд в салоне.

Конструкции ГК могут быть разными — на все случаи жизни: инициатором воспламенения горюче о может служить боек охотничьего ружья и капсюль-детонатор, а может и электрическая спираль. Обычно разлагает хлорат натрия тепло горящего железного порошка с добавками, а может быть и термит. Важно не передозировать ни один компонент, не заложить в конструкцию ничего лишнего. Бортовые Гк для пассажиров Ил-86 и Ту-154 уже выпускаются серийно. А сейчас от концерна «Боинг» пришел заказ — для разрабатываемого ими «гималайского» самолета. Американская фирма — производитель подобных изделий, похоже, запрашивает куда больше, чем питерцы... ГК сконструирован так, что просто поджечь его — практически невозможно. Можно считать, что у него не ограничено время хранения — в инструкции записали 12 лет... Соотношение газопроизводительность — масса (оболочки и ее содержимого) здесь оказалась даже выше, чем у классических кислородных баллонов.

Альпинистам ГК уже спасали жизнь и здоровье при высокогорных восхождениях. В перспективе — устройства, которые заменят кислородные подушки тяжелобольным. Ведь можно сделать ГК, способный работать часами и сутками. А пока? Пока в каждой банке емкостью 330 кубиков и весящей 770 г заключено 120 л медицински чистого кислорода. ГИПХовцы хотят оборудовать ими машины скорой помощи, хоть в Питере поначалу...

НЕ ТОЛЬКО тремя описанными здесь любопытными «изюминками» силен и интересен РНЦ «Прикладная химия». Это крупное научно-производственное объединение обеспечило в свое время производство у нас таких важных химикатов, как фтор и фосфор, перманганат калия и пероксид водорода. И многих других — всего не перечислить. Здесь были разработаны технологии получения первых в нашей стране хладагентов в том числе — сравнительно недав о — не разрушающих озоновый слой (см. «ТМ» № 6 за 1995 г.). Здесь создано множество катализаторов разнообразных процессов. На базе опытного завода ГИПХ выпускается более 2000 препаратов, «меченых» радиоактивными или стабильными изотопами многих элементов...

Здесь умеют и хотят работать, и это, наверное, самое главное. ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 9 6