Техника - молодёжи 2000-05, страница 60

Техника - молодёжи 2000-05, страница 60

баррикаде, открывает огонь из огнемета. Автоматический танковый огнемет образца 1942 г. АТО-42Б (Бурдакова) упрощенного типа, не имеет специального резервуара для огнесмеси. Вместо него используется штатный топливный бак 1 танкового двигателя (рис. 9,6). При огнеметании дизельное топливо из бака 1 подается в порционный цилиндр 2, откуда действием порохового заряда на поршень выталкивается в ствол 3 огнемета. Из дополнительного бачка 4 поступает загуститель (несколько процентов от объема основного компонента) для корректировки физико-химических свойств огнесмеси. Подача дизельного топлива к двигателю из бака автономна и не зависит от подачи к порционному цилиндру. Это изобретение (патент РФ № 2092773, 1997 г.) капитана Ю.С.Бурдакова — вы знакомы с его навесными кабинами к танку («ТМ», № 4 за 2000 г.) — особенно эффективно для уличных боев. Ведь в городских условиях передвижение техники незначительно — несколько километров в сутки. И излишки топлива в баках можно использовать для огнеметов, отказавшись от специальных громоздких резервуаров.

Гнездо Фауста пылает. «Брестская крепость» отходит назад, чтобы через дворы прорваться на другую улицу и зайти в тыл баррикады.

Хроника

Говорит Москва От Советского информбюро:

«Сегодня, 25 апреля, войска 1-го Белорусского фронта перерезали все пути, идущие из Берлина на запад, и соединились северо-западнее Потсдама с войсками 1-го Украинского фронта, завершив, таким образом, полное окружение Берлина».

дивизия наступает вместе с 11 -м танковым корпусом генерала И.И. Ющука вдоль обоих берегов Шпрее к острову Музеев (между двумя рукавами реки), сгоняя эсэсовские части в «Цитадель». Из четырех улиц острова две — Кайзер Вильгельм-штрассе, продолжение Унтер ден Линден, идущей от Бранденбургских ворот, и Ке-нигштрассе (Королевская) — выходят, огибая вокзал Алекс, к площади Александер-плац. К ней сейчас с восточной стороны пробиваются дивизии 5-й ударной армии Н.Э.Берзарина, а с юга к Ландверканалу выходят дивизии 8-й гвардейской армии В.И. Чуйкова. За каналом Тиргартен — Парк животных — прикрывает фашистский зверинец «Цитадель». Там царит смертельный ужас. Напряжение боев нарастает. Каждый дом, каждая квартира — рубеж смертников. Трусов и капитулянтов вешают. Цинизм фашизма превзошел все немыслимые пределы: в семьи повешенных приходят счета со сметой — 766 марок 80 пфенингов за каждого казненного.

Водрузить над Берлином знамя победы

Этот лозунг, взятый из речи Председателя ГКО на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся 6 ноября 1944 г.: «Товарищи! Теперь за Красной Армией остается ее последняя заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином знамя победы», был в те апрельские дни самым популярным и точно отражал стремление воинов.

Днем 25 апреля 16-я воздушная армия нанесла по «Цитадели» два массированных удара: первый, с 13.00 до 14.00, — 896-ю

В ставку Главнокомандующего. Телеграмма:

«Небо — Военному Совету Докладываю двтчк сегодня 25 апреля в 18.00 по участку Кюстрин — Берлин открыто движение поездов до станции Берлин-Лихтенберг».

На бланке телеграммы маршал Жуков поставил единственное слово: «Молодцы». Как и обещал 31 января начальнику станции Кинитц-Кюстрин полковник Х.Ф. Еси-пенко, заместитель командира 89-й гв. сд., пассажирское сообщение с Берлином было возобновлено в кратчайшее время. Досрочно, до окончания войны. Сейчас 89-я

самолетами, второй, с 18.30 до 19.30, — 590 самолетами. Операция была тщательно подготовлена. Наши истребители блокировали вражеские аэродромы. Командир 188-й бомбардировочной дивизии, Герой Советского Союза, гвардии полковник Пушкин докладывает по радио командующему С.И. Руденко: «Под крылом Берлин, объятый пламенем. Столбы дыма и гари поднимаются до 2 километров. В городе идут жаркие бои».

Ночью 600 Илов-4 18-й воздушной армии произвели еще один мощный налет на центр Берлина. Едкий дым стелется над столицей фашистской Германии. Его черные тучи закрыли весь горизонт, пылающий красно-желтым заревом многочисленных пожарищ. Воины без устали продолжают штурмовать врага, выбивают фашистов из зданий по красноармейскому правилу — «впереди граната, а потом ты». Наши солдаты в совершенстве овладели искусством боя и по-суворовски — «каждый солдат должен знать свой маневр» — бьют, не давая опомниться, фашистов.

Советское командование, не желая лишних жертв, ведет активную работу по прекращению бессмысленного кровопролития. Только с 16 апреля по 1 мая через окопные громкоговорители 5-й ударной армии было проведено свыше 1400 звуко-передач. Бойцы придумали, как разбрасывать листовки с помощью винтовок. На ствол насаживалась ручная граната со свернутыми листовками вместо взрывчатки. Винтовка ставилась почти вертикально. В патронник загонялся боевой патрон и производился выстрел. Граната пролетала метров 200—250. Немцы читают послание: «Советским комендантом и начальником военного гарнизона Берлина назначен (24 апреля) генерал-полков-ник Н.Э. Берзарин. Приказы коменданта Вейдпинга, которого Гитлер поставил вместо эсэсовца Реймана, преступны. Никакие перестановки не спасут фашистских главарей. Солдаты и офицеры сдавайтесь. Вам гарантируется жизнь. Сопротивление бесполезно».

Следует отметить, что ружейные гранаты появились в русской армии в 1916 г. Их конструкцию разработал штабс-капитан В.А. Мгебров. Гранаты — предшественницы фаустпатронов — имели боевой заряд и простейший реактивный двигатель («ТМ», № 12 за 1995 г.). Своим длинным шомполом (диаметр 7,62 мм) граната Мгеброва вставлялась в ствол трехлинейки и выстреливалась. В полете шомпол служил и двигателем, и стабилизатором. Впервые же в истории России ружья, стреляющие 1— 3-фунтовыми (200 — 600 г) гранатами, упоминаются при осаде Нарвы в 1704 г. Эти ружья имели расширенную дульную часть, в которую закладывалась гранатка, и назывались ручными мортирками. При стрельбе мортирку упирали в грунт и придавали стволу нужное положение.

Бой на Моабитштрассе усиливается Из подвалов, с чердаков — отовсюду бьют снайперы, летят фаустпатроны и рвутся с громом, выбрасывая черный дым. Несмотря на свистящие вокруг пули и осколки снарядов, жители города выбегают из подвалов к убитым лошадям, вырезают из них куски мяса и снова скрываются в своих убежищах. Гитлеровцы прекратили всякое

57