Юный техник 1981-01, страница 51ВИЖУ МЫСЛЬ! Каждый раз мы с волнением начинаем просматривать очередную пачку писем с предложениями, которые вы присылаете в Патентное бюро нашего журнала. Наше нетерпение вполне объяснимо: а вдруг, как бывает нередко, и сегодня найдется что-нибудь неожиданное, свежее, оригинальное, что было бы достойно не только опубликования на страницах журнала, но, может быть, и внедрения в производство. К сожалению, зта очень приятная и радостная для нас работа слишком часто омрачается тем, что приходится разгадывать, словно ребусы, ваши малопонятные, а то и вовсе непонятные чертежи и рисунки. Что тут изображено? Как механизм работает? Что где крепится? Как взаимодействуют детали? Хорошо еще, если в конце концов становится ясен замысел автора и замысел этот оригинален и свеж. Но чаще всего, увы, небрежный эскиз свидетельствует лишь о том, что автор предложения сам не до конца разобрался в собственных мыслях. Конструктору такое туманное воплощение своих идей на бумаге, мягко говоря, непривычно. Он привык к другому: если на стол лег чертеж, то все в нем ясно и понятно. Конечно же, вопросы возникают всегда, если это не окончательный рабочий чертеж, а проект. Причем много вопросов. Но среди них нет такого: «А что тут изображено?» Другими словами, чтение чертежа не становится проблемой. «Вижу мысль!» — можно сказать сразу. А здесь, в почте Патентного бюро, повторяем, в проблему очень часто вырастает само чтение чертежа Вскрываем конверт, вглядываемся в хаотичное нагро- V» мождение линий и не видим мысли. Может, она и есть, но добраться до нее чрезвычайно трудно. Вот мы и решили напечатать несколько статей в помощь тем, кто не умеет достаточно четко и ясно изображать свой замысел на бумаге. Но делаем мы это не только для того, чтобы облегчить себе чтение ваших чертежей и рисунков. Гораздо важнее, чтобы вы сами до конца разобрались в собственных мыслях. Тут вы можете возразить: «Раз уж послали предложение в редакцию, значит, разобрались до конца, по крайней мере для себя». Мы в корне не согласимся с таким возражением, ибо знаем по опыту, что пока идеи не обрели логической последовательности и не выразились на бумаге четко и грамотно, они остаются лишь в увлеченном воображении автора и малодоступны для понимания, а следовательно и для реализации. Более того, часто бывает так: накалываешь на чертежную дос-'ку чистый лист ватмана, берешь остро заточенный карандаш, начинаешь чертить и вдруг осознаешь, что вопросов возникает гораздо больше, чем ответов, хотя перед этим была уверенность, что мысли окончательно созрели и остается только удовлетворить их желание выплеснуться на бумагу. В памяти трудно удерживать, да еще и анализировать перемежающееся многообразие идей. Чертежи-то и дают возможность не только фиксировать, но и анализировать принятые решения, сопоставлять и оценивать их. Вообще чертежи обладают ценнейшим свойством дисципли- 47
|