Вокруг света 1994-04, страница 22

Вокруг света 1994-04, страница 22

Однако держатель патента истинного папируса не сдался. Он организовал продажу своих изделий в дорогих гостиницах, куда халтурщикам не пробиться, в солидных магазинах. Папирусы «от Рагаба» запечатывают в фирменные конверты, на которых на трех языках даются рекомендации, как их лучше сохранить - поместив в рамку под стекло. В конверт вкладывают листочек с описанием сюжета папируса и его источника - тоже на трех языках. Добавьте сюда рекламу, и вы поймете, что доктор Рагаб конкурентов не боится.

Разобравшись с папирусом, Хасан Рагаб и взялся за осуществление грандиозного проекта реконструкции у себя на острове Якоба далекого прошлого. Проект этот получил название «Фараонова деревня». Она приняла первых посетителей в 1985 году.

В ГОСТЯХ У ФАРАОНОВ

И вот «плавучий амфитеатр» подходит к острову и ныряет в неширокий канал. По обеим его сторонам - пушистые головки папирусного тростника. В мутноватой нильской воде мелькают на солнце мелкие рыбешки. Амфитеатр построен таким образом, что его пассажиры смотрят все время влево по ходу движения. Перед их взорами проходят поочередно скульптуры двенадцати великих древнеегипетских богов -Амона, Озириса, Изиды, Хоруса... Экскурсовод неторопливо рассказывает, за что почитали то или другое божество, какие древние сказания связаны с каждым из них.

Посередине «галереи богов» канал делает крутой поворот. Географически путешественники оказываются лицом к Каиру, но огромного города не видно и не слышно. Когда «Фараонова деревня» только планировалась, в этой части острова Якоба посадили около трех тысяч деревьев. Старались отбирать те, что хорошо росли в Древнем Египте, да и сейчас растут неплохо - акацию, иву. Но не избежали искушения посадить хоть и чужие, но быстрорастущие эвкалипты. Зато с их помощью удалось полностью отгородить остров от наступления современной цивилизации.

Так в тиши и покое, в окружении богов и плантаций папируса пассажиры «машины времени» постепенно окунаются в прошлое. И никого уже не удивляет, когда за поперечной протокой открывается поле, а на нем одетый в белую тунику босой крестьянин, запрягши вола в плуг, пашет землю. На соседнем поле - еще один крестьянин, с бороной, а за ним еще двое, разбрасывающие семена в разрыхленную почву. Это, собственно, и есть «Фараонова деревня».

Создавая живые картинки древнеегипетского быта, доктор Рагаб перечитал кучу книг. Все здесь - как тысячелетия назад: одежда, прически, обувь, когда она необходима, орудия и приемы труда. Заняты в бытовых сценах триста специально обученных артистов. За севом идут сцены полива, жатвы, молотьбы, закладки зерна на хранение. Тут же - голубятня. В Египте

мясо голубей считается деликатесом, их разводят, как кур или кроликов. Голубятни представляют собой начисто выбеленные глиняные башни с множеством круглых отверстий и небольшими деревянными нашестами под каждым из них.

Но вот канал вновь делает поворот. Теперь можно понаблюдать, как строятся папирусные лодки и как ловят сетями рыбу. На этом сельскохозяйственная часть деревни заканчивается.

Думаю, что заезжие туристы должны быть просто потрясены увиденным. По крайней мере сам я испытывал именно такое ощущение, когда впервые побывал в «Фараоновой деревне». Но тогда я только открывал для себя Египет. Теперь же, исколесив эту страну из конца в конец и вновь попав на «плавучий амфитеатр», я внезапно понял: а ведь в египетской деревне с незапамятных времен почти ничего не изменилось! Тунику сменила галабея - длинная рубаха до пят. А так - те же плуг и борона, те же буйволы и голубятни. Другое дело ремесла, быт. Вот канал делает еще один крутой поворот - и перед нашими взорами открывается улица ремесленников.

Первые на этой улице - рабочие, изготавливающие кирпич. Нильский ил перемешивают с мелкорубленой соломой и из этой смеси формуют кирпичи, а затем сушат их на солнце. Подобную технологию еще можно увидеть кое-где в египетской глубинке, но в целом она уже отошла в прошлое. В последние годы не используется даже более современная технология - изготовление обожженного кирпича из ила. После того как тридцать лет назад русло Нила перекрыли высотной Асуанской плотиной, количество ила, приносимого водой в долину и дельту великой реки, значительно сократилось - он застаивается в водохранилище. Не первый год местные инженеры обсуждают вопрос, как извлечь его, чтобы использовать как удобрение и строительный материал. Однако экономичное техническое решение этой задачи так до сих пор и не найдено.

Следующая сцена - строительство дома из готового кирпича. В этом, пожалуй, нет ничего необычного. Как и в еще одной древней технологии -изготовлении сосудов с помощью гончарного круга. В этом месте «плавучий амфитеатр» обычно останавливается, чтобы дать возможность пассажирам понаблюдать, как рождается очередной кувшин. Событие это встречают громом аплодисментов. Ведь далеко не всякий турист, а большая их часть - европейцы и американцы, воочию видел гончарный круг. Хотя в Египте они до сих пор попадаются -опять-таки в основном в глубинке.

«Машина времени» вновь трогается в путь. Следующая остановка -напротив художника, занятого изготовлением барельефа на стене. Подобные произведения искусства в изобилии украшают древнеегипетские гробницы и храмы. Прежде чем приступить к работе, художник расчерчивает место будущего барельефа на небольшие аккуратные квадраты. С их помощью и удавалось столь

безукоризненно выдерживать пропорции.

Далее на улице ремесленников идут сцены приготовления ароматических веществ, ткачества, выделки папирусов для письма. Мне показалось особенно занятным, как в Древнем Египте получали цветочную эссенцию. Лепестки цветов закладывали в кусок материи, а затем две девушки отжимали ее, как это делают с мокрым бельем. Капли душистой эссенции стекают в подставленный широкий сосуд.

Но вот «плавучий амфитеатр» причаливает к берегу. Водная часть путешествия закончена, начинается пешеходная. Пассажиры оказываются перед древнеегипетским храмом с пилонами. Их приветствует страж с копьем, тело которого обернуто шкурой леопарда.

Если судить по храмам, дошедшим со времен фараонов до наших дней, архитектура их постепенно менялась. К периоду расцвета Древнего Египта во время Нового царства - XVI - XI века до нашей эры - сложился так называемый классический стиль, особенно характерный для Луксора и других районов Верхнего Египта. Отличают его прежде всего пилоны -своего рода каменные ворота. Обычно они выше самого храма, сужаются и утончаются кверху. Пилоны обильно украшены барельефами и придают сооружению внушительный, торжественный вид.

Именно такой тип храма выбрал для «Фараоновой деревни» доктор Рагаб. Внутри его - открытый двор, по бокам галереи, а в передней части -алтарь и комнаты жрецов. Здесь путешественникам рассказывают и об особенностях древней архитектуры, и о культах, включая такой знаменитый, как мумификация.

После храма посетители осматривают дом богатого египтянина и жилище 1 простого крестьянина. Естественно, они очень разные - и по размерам, и по обстановке. Но что роднит оба дома, так это то, что они обитаемы. Не обращая особого внимания на туристов, их хозяева занимаются своими будничными делами. На заднем дворе переминаются с ноги на ногу самые настоящие лошади, коровы, ослы.

На этом до недавнего времени двухчасовое путешествие в Древний Египет и заканчивалось. Посетители «Фараоновой деревни» шли пешком к пристани, вновь садились на «плавучий амфитеатр» и возвращались в современную каирскую сутолоку. Впрочем, иные немного задерживались - выпить кофе или лимонада в кафе или даже пообедать в ресторане. Но ныне здесь есть нечто такое, что заставляет людей провести на острове Якоба хотя бы еще полчаса.

ВТОРОЕ ОТКРЫТИЕ ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА

Когда к концу октября жара в Египте начинает спадать, десятки тысяч людей со всего света стекаются на берега Нила. Они приезжают, чтобы отрешиться от повседневных забот, насладиться ласковым солнцем, а заодно и посмотреть всемирно

20