Юный Натуралист 1971-10, страница 39

Юный Натуралист 1971-10, страница 39

37

удьте всегда здоровы, По-

Бчемучки! Да, да, это я, Айболит. О, я так торопился, что опередил самого Мюнхгаузена. Не буду терять драгоценного времени и начну свой рассказ. Как всегда, я принимал больных зверей. Прописав зайчонку касторку и строго наказав впредь не грызть грязную морковку, я пригласил следующего пациента. И тут над моей головой стала жужжать бабушка-пчела, та самая, которая Мухе-Цокотухе меду прйнесла. «Ж-ж-ж». Я не вытерпел: «Почему вы так грозно жужжите, объясните, чего вы хотите?» — «Уж-жасно, уж-жж-жасно... Тысячи лет только мы, пчелы, приносим мед... Но старый скорпион сказал, что мы напрасно гордимся — человек сам варит мед. Уж-жас-но...» Я ничем не мог успокоить пчелу и заторопился сюда, к вам, Почемучки.

— Ха-ха-ха, доктор! Кажется, и вам необходима скорая помощь. И вы ее получите. Старая пчела, очевидно, имела в виду, тошаб.

— Как? Как вы сказали, уважаемый Мюнхгаузен?

— О, вы сейчас услышите рассказ О. Р. Курбанова.

Тошаб — арбузный мед

С древних времен на Востоке каких только не готовят сладостей из бахчевых растений. Тошаб варят из арбузного сока. Сочная, сладкая мякоть арбуза спрятана в толстую кожуру, она-то и позволяет некоторое время хранить арбуз. А выдержанный, он становится еще сочней и слаще. Тогда кожуру

срезают, семена вынимают, а из мякоти выжимают арбузный сок. Сок фильтруют. Из хорошо отфильтрованного сока получается прозрачный вкусный мед.

Сок готов — можно его варить. Его нагревают; он постепенно густеет, цвет сока становится коричневым. Й вот уже в котлах тягучий арбузный мед — тошаб. Он хранится долго, года два.

В Туркмении варят мед из арбузов, которые выращивают для семян. Семена выбирают — из мякоти варят мед.

Из осеннего урожая арбузов тоже выгодно готовить тошаб. Осенью, когда все машины заняты — нужно вовремя убрать хлопок, — на бахчи выезжают консервные передвижные установки и тут же, в поле, варят мед.

И полезными арбузами можно питаться круглый год.

— День добрый, ребятушки! Вот и мой черед пришел к вам пожаловать да свое слово молвить.

— Василиса Премудрая!

— Я самая. И цветик-семицветик со мной. Лепесток оборву цвета желтого да прошу меня выслушать. Ко всем девицам-мастерицам моя просьба. Ну-ка, кто сумеет приготовить для нашей скатерти-самобранки из овощей-ягод угощенье невиданное, никому не знакомое? А с этим прощайте.

— Куда же вы? Исчезла...

— Не удивляйтесь, Айболит. Она же волшебница. Не отвлекайтесь. Заседание Клуба продолжается.

— Да, да. И я хотел сообщить еще один интересный факт. Представляете, птица-удод... Впрочем, об этом расскажет сам очевидец С. Д. Кустанович.

Удод-солист

Это было в степях Калмыкии. Мы увязали вещи для переезда на новое место и ожидали возвращения полуторки, которая ушла за питьевой водой.

Раннее утро в начале мая. Довольно прохладно. Я взобрался на высокий стог сена у пустой кошары — дощатого сарая для овец — и, пригревшись на солнышке, задремал. Меня разбудил удод, который устроился на коньке крыши кошары и принялся презабавно кричать свое «ду-ду», то раскрывая веером, то снова складывая свой нарядный хохолок. Так ведет себя самец, призывая самку, когда найдет подходящее место для гнезда.