Юный Натуралист 1974-02, страница 46

Юный Натуралист 1974-02, страница 46

52

Если бы один отшельник оказался сильнее, наверное, все решилось бы в его пользу. Но рачки попались одной силы. Они устали и одновременно вылезли — каждый из своего конца трубки.

Не оглядываясь, рачки отправились восвояси Искать домики. Врозь.

С. Сахарное

ядовитые
восбминоги

Скорпионы и тарантулы обладают весьма дурной репутацией. Но на самом деле они совсем не агрессивны и, даже защищаясь, неохотно используют свое ядовитое оружие. Я убедилась в этом, когда наша семья отдыхала на Кавказе.

Здесь, в сырых буковых лесах, водится много скорпионов. Днем они прячутся в трухлявых пнях, под камнями и стволами упавших деревьев. Они не превышают в длину 4—5 сантиметров, окрашены в шоко-ладно-блестящий цвет и очень забавно передвигаются, словно заводные игрушечные машинки. Нрав у них самый тихий: не трогайте их, и они вас не тронут. Мне эти членистоногие ужасно нравились, и я ловила их. Стоило вытащить одного из укрытия, как он принимал угрожающую позу:

растопыривал клешни и приподнимал - «хвост» — последний сегмент брюшка с ядовитым крючком на конце. Но лишь с большим трудом мне удавалось раздразнить его до такой степени, что он жалил пинцет. Обычно скорпион просто-напросто норовил скрыться.

Несколько штук я привезла в Москву. Скорпионы жили в банке из-под варенья, где был насыпан песок и сухие листья, а украшениями служили сухие веточки. Оказалось, что скорпионы хорошо лазают и много времени проводят на сучках. Днем они спали, а ночью ползали. В корм получали мух, кузнечиков, гусениц и мучных червей. .Как-то я наблюдала охоту одного из них. Скорпион подкрался к личинке мучного хрущака и ухватил ее клешнями. Потом он вскарабкался на ветку, пятясь задом, как рак, и держа добычу в одной клешне. Заняв удобную позицию в развилке, он опустил подрагивающий «хвост», ощупал им личинку и нанес удар. С минуту скорпион терпеливо ждал, пока личинка перестанет шевелиться, и, как паук, принялся высасывать ее. Скорпионы часто и охотно пили воду. Если два членистоногих случайно сталкивались, то угрожающе поднимали клешни и «хвосты» и, простояв в такой позе несколько секунд, разбегались в разные стороны. К сожалению, через несколько месяцев все они у меня погибли.

Однажды в Рицинском заповеднике мы наткнулись на щебнистую осыпь, спускающуюся к реке. Здесь росли какие-то колючие растения с фиолетовыми цветками. Горячий воздух вокруг них дрожал и клубился от множества пчел. Сюда же плавно, будто крупные хлопья снега, опускались белые бабочки-боярышницы. Я стала переворачивать камни и вскоре увидела огромного паука. Он бросился спасаться под другой камень. Это был южнорусский тарантул. Пауков оказалось довольно много, я даже нашла самку с потомством. Толстая черно-бархатная паучиха несла на себе остатки кокона и кучу детей. Крохотные серовато-оливковые жизнерадостные паучата копошились на ней, перебегая с головогруди на брюшко и обратно, но на землю не слезали. Многодетная мать (пау-чат было не меньше сотни) помчалась что есть духу и спряталась под соседний камушек. Но я снова и.снова выгоняла ее, пока как следует не рассмотрела. Тогда nepej пуганная паучиха начала сбрасывать детей своими мохнатыми лапками! Ведь не могла же она допустить, чтобы ее драгоценное потомство досталось врагу. Паучата, попав на землю, замирали. Я оставила это семейство в покое.

А сейчас, вспоминая тарантулов, я жалею, что не поймала себе парочку паучат и не понаблюдала за ними.

53

рыбки у гнезда

Мои любимые аквариумные рыбки — петушки. Они красивы, энергичны и драчливы — недаром их еще называют «бойцовыми рыбками». Если они с детства содержатся с другими рыбками, то привыкают к ним и живут, поддерживая что-то вроде вооруженного нейтралитета. После смены воды всякий нейтралитет кончается. Почему это происходит? На своей родине, в Юго-Восточной Азии, бойцовые рыбки водятся в пересыхающих лужах и канавах. В период дождей водоемы наполняются свежей водой, и создаются благоприятные условия для размножения. А перед этим обязательны брачные драки самцов.

Взрослые самцы дерутся удивительно красиво! Однажды я посадила вместе зеленого и синего петушков. Секунду они в невероятном изумлении созерцали друг друга. Потом распушили свои роскошные плавники и хвосты и растопырили жабры. Их окраска стала поразительно яркой, рыбки засверкали, как драгоценные камни. Некоторое время они плавали бок о бок, дрожа и вибрируя всем телом. Каждый хотел получше, показать себя и устрашить соперника. Глядя на это феерически прекрасное зрелище, я вспомнила, что в некоторых странах специально устраиваются бои бойцовых рыбок наподобие настоящих петушиных боев. Вдруг в моем аквариуме заметались две молнии, синяя и зеленая. А через несколько минут плавники и хвосты у обоих самцов были изодраны в клочья. Я поспешила рассадить их.

Я решила получить потомство от этих рыбок. Отсадила синего петушка-самца в 15-литровый аквариум со свежей водой. Чтобы ему не было скучно, поставила рядом зеркало. Весь день он провел в тщет

ных попытках подраться со своим отражением. А на следующий день петушок начал строить гнездо: захватывал ртом воздух и выпускал пузырьки у поверхности воды. Тогда я пустила в аквариум белую самочку.

Нерест длился несколько часов. С полчаса петушки вместе охраняли гнездо, а затем самец прогнал самку. Пришлось ее отсадить. В противном случае самец, будто одержимый мыслью, что самка собирается съесть драгоценные икринки, непременно убил бы ее. Прошли сутки, и гнездо разрушилось, икринки упали на дно, а синий петушок перестал обращать внимание на свое потомство. Он оказался жалким лодырем.

Через некоторое время я повторила опыт, но подобрала другую пару: изумрудно-зеленого самца и зеленовато-белую самку. Все повторилось, рыбки отметали икру. Зеленый петушок оказался очень заботливым отцом. Он исправно ухаживал за гнездом: добавлял новые пузырьки воздуха, хватал и возвращал обратно выпавшие икринки. Спустя два дня появились мальки — крохотные, совершенно прозрачные существа с огромными черными глазами. Казалось, что в пене сами по себе копошатся эти точки-глаза. Отец еще два дня ухаживал за ними точно так же, как за икринками. Все это время он ничего не ел. Потом мальки стали слишком самостоятельными, и петушок бросил их. Я вернула его в общий аквариум, где он вновь занялся драками.

К сожалению, все мальки погибли, потому что я не приготовила им вовремя нужного корма. В живых остался лишь один, но зато какой! Прошло три месяца, он вырос и сделался изумрудно-зеленым красавцем с огромными пышными плавниками.

Л. Чебыкина