Юный Натуралист 1984-08, страница 45

Юный Натуралист 1984-08, страница 45

ЗОЛОТАЯ РИГМА

Всеволод СЫСОЕВ

В издательстве «Советская Россия» увидела свет книга избранных произведений дальневосточного писателя Всеволода Петровича Сысоева «Золотая Ригма».

Почти полвека отдал автор книги служению уникальной природе советского Дальнего Востока, в климате, флоре и фауне которой неповторимо сочетаются черты сурового Севера и благодатных южных субтропиков. Руководитель охотоведческой службы Хабаровского края, организатор расселения пушных зверей, видный музейный работник, педагог и естествоиспытатель В. Сысоев проехал и прошел бесчисленные километры дорог, охотничьих и звериных троп, водных путей по тайге, лесостепи, тундре, пристально, как ученый и писатель, изучая жизнь зверей и птиц, населяющих бескрайние просторы Приамурья.

Писательская судьба Всеволода Сысоева сложилась удачно. Его первую книгу об охоте в Хабаровском крае, увидевшую свет в 1950 году, тепло встретили читатели. Сейчас у него уже около двух десятков книг. Журнал «Юный натуралист» уже рассказывал о Всеволоде Петровиче Сысоеве (см. № 1, 1980 г.).

Новая его книга состоит из трех повестей — «Золотая Ригма», «Повесть о гималайском медведе», «Амурские звероловы» и пяти рассказов.

Каждое произведение написано ярко, с большим мастерством. Они рассказывают о жизни зверей: кормлении и воспитании детенышей, воссоздают острые эпизоды борьбы за существование и выживание. Примечательна судьба Золотой Ригмы (так зовут тигрицу, отловленную в Приамурье). Она хорошо поддалась цирковой дрессировке, но на гастролях в Хабаровске, оказавшись во время сильного тайфуна на свободе, ушла в родную тайгу, где вновь приспособилась к жизни на воле.

С большой симпатией автор пишет о людях — охотниках и потомственных звероловах, которые с немалым риском отлавливают тигров и других редких зверей для цирков, отечественных и зарубежных зоопарков.

В книге много рисунков. Акварельные иллюстрации Геннадия Дмитриевича Павлишина восхищают не только своей высокой художественностью и лиризмом, но и глубокой научной достоверностью отражения природы.

Предлагаем читателям отрывки из книги В. Сысоева «Золотая Ригма».

С. ШАПИРО, профессор

В НОВОЙ СЕМЬЕ

Осиротевшая Ригма в течение нескольких дней ничего не ела. Ночевала она в старых кабаньих гайнах. Прошло две недели. Желудок все настойчивее требовал пищи, но добыть себе на обед оленя или кабана Ригма еще не умела. К счастью, в ту зиму в лесу водилось много полевок. Стоило Ригме остановиться и прислушаться, как в то же мгновенье до нее доносился шорох. Это под снегом суетились короткохвостые мыши. И хотя Ригма принадлежала к лесной «знати», она был* прежде всего кошкой. Может, именно поэтому она не пренебрегала лесными мышами и ловила их во множестве.

| Как-то ночью ей посчастливилось поймать зайца. Испугавшись лисы, косой сам приска

кал к ней в лапы. И все же для изголодавшейся молодой тигрицы это были крохи.

Поселившись в районе, облюбованном ка банами, Ригма ходила по их тропам. Она мно го раз видела пасущийся кабаний табун, близ ко подкрадывалась к нему, но боялась схва тить даже поросенка: вокруг, громко чавкая поблескивая грозными клыками, ходили круп ные секачи. Однажды Ригма подошла к гайну с которого только что встала свинья с вывод ком поросят. Кабанье гнездо, выстланное вей ником, густо пахло и еще хранило тепло. Риг