Костёр 1991-02, страница 34ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ФОКУСОВ Он мог проникнуть в любое помещение, не оставляя следов взлома. Закованный в наручники, нырял в ледяную воду, освобождался из любых тюрем, по часу находился в гробу под землей. И после каждого чуда готовился к новому чуду. Его имя — Гарри Гудини (1874— 1926 гг.), американский фокусник. «Моя главная задача, зал он однажды, — ска- это побе дить страх. Когда меня в наручниках помещают в тяжелый ящик и бросают в море живым или закапывают в землю, я обя- О зан сохранять полное спокойствие. Моя работа требует высокой точности и молниеносной скорости. Если случится паника — я проиграю. Зрители наблюдают только внешнюю сторону трюка, и они не имеют представления о предварительных тренировках, которые необходимы для победы над страхом. Другой мой секрет — отличная физическая подготовка». Он увлекся фокусами лет с шести и о своих первых шагах в этом деле вспоминал всю жизнь: мать держала в закрытом шкафу пирожки. Пирожки исчезали, а замок оставался закрытым... Директор заезжего цирка удивился способностям мальчишки и взял его на работу. Гарри, обвязанный веревками, проворно освобождался от пут; подвешенный за ноги вниз го ловой, собирал с пола иголки... веками. Когда его заставляли играть роль человека, пойманного в джунглях, он рычал и ел сырое мясо на глазах у публики, проходившей мимо клетки... Так начинался великий маг. КАК РАЗГАДАТЬ ТАЙНУ? Освобождение из желез ного ящика первоклассный трюк! Ящик из толстого листового железа демонстрировался зрителям: он не имел никаких секретов. Как только Гудини забирался в ящик, зрители накрывали его крышкой. Фокусник проталкивал изнутри сквозь отверстия болты, на них снаружи зрители наворачивали гайки и вставляли шпильки для надежности. Само освобождение из ящика происходило за ширмой. К удивлению публики, Гудини довольно быстро появлялся из-за нее, а болты, гайки и шпильки оставались на своих местах! Подчеркнем еще раз: не было люков, подмен ящиков, а в ящиках — никаких, секретов. Или такой трюк: на сцене — большой молочный бидон с широкой горловиной, доверху заполненный водой. Зрители-мужчины проверяют его своими тросточками — да, второго дна здесь явно нет и весь бидон действительно заполнен водой. Выходит Гудини, залезает с головой в бидон. Льется через край вытесняемая им вода... Крышка бидона закрывается на несколько замков. Впрочем, если кто-то из недоверчивых зрителей хочет запереть крышку на свой, специально принесенный из дома, — пожалуйста... По^а зрители возвращаются на свои места, проворные помощники Гудини устанавливают вокруг бидона ширму. Оркестр играет марш, и через минуту мокрый Гудини вновь появляется на сцене. Публика — в восторге, а запиравшие замок — в недоумении: как ему это удается? Действительно, как? Точно не известно — ведь Гудини никогда не раскрывал своих секретов. Но мы постараемся рас ина- крыть их с помощью ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Постоянный читатель нашей рубрики знает: РЕШЕНИЕ ЛЮБОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ РАЗУМНЕЕ НАЧИНАТЬ С РЕСУРСОВ — ТОГО, ЧТО УЖЕ НАМ ДАНО. Почему разумнее? Поясним. Мы давали эти задачи школьникам, студентам, инженерам и всегда замечали: решающие начинали... САМИ усложнять решение! Они предлагали: двойников Гудини, потайные люки под сценой и даже массовый гипноз всех зрителей... Зачем такие усложнения?.. А что нам известно о первом трюке? Мы точно знаем: железный ящик был без секретов — че бы заметили дотошные зрители. Значит, секрет в болтах. Что нужно сделать, чтобы вынуть болты, находясь в ящике? Скрутить изнутри головки специально изготовленных болтов, вытолкнуть наружу шпильки, поднять крышку и... нет, еще рано выходить к зрителям из-за ширмы. КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ 3. Как, используя Ресурсы и тонкую леску, вставить снаружи настоящие болты, которые Гудини до этого момента прятал в кармане вместе с леской? А каково изобретательское решение в случае с бидоном? Как делался трюк, нам точно не известно. Но что из Ресурсов мы можем менять, чтобы зрители не заметили? Дно, крышку, замок — явно нельзя... Скорее всего, у бидона были двойные
|