Техника - молодёжи 1941-04, страница 9

Техника - молодёжи 1941-04, страница 9

стержней мог бы изогнуть за один прием, только тебе ключ не позволял. Ты об этом не (подумал, гнул по старинке, и выходит, что свою силу зря растрачивал...

Быстро пролетел (первый стахановский месяц. Ключи и приспособления Бурина пошли в ход, стали •применяться во всех бригадах и даже на соседних стройках. Все арматурщики принялись изобретать. У людей как будто раскрылись глаза. Они увидели, как легко можно облегчить и ускорить свою работу. Производительность поднялась в несколько раз. За первый же стахановский месяц Бурин заработал около двух тысяч рублей. За рационализаторские предложения его премировали... Но самое замечательное было впереди.

В декабре того же года арматурщик Бурин вместе с начальником и главным инженером строительства был вызван в Москву на всесоюзное совещание. Совещание открылось в Центральном комитете партии. За столом президиума стахановцы увидели товарищей Сталина, Молотова, Орджоникидзе, Андреева.

Речь шла о важнейшем вопросе—о том, как строить лучше, быстрее и дешевле.

Начальник строительства уговорил Бурина попросить слова. Он весь вспыхнул от волнения, когда вдруг была названа его фамилия. Выйдя на трибуну, Бурин стал рас

сказывать все по порядку о самом себе: как он стал арматурщиком, бригадиром...

И в ту минуту, когда он рассказывал о придуманных им ключах и приспособлениях, он услышал реплику товарища Молотова:

— Такие механизмы надо заводить везде.

И вот Бурин без всяких тезисов нашел тему, большую и важную, которой и посвятил свое выступление. Это была тема о малой механизации. Он говорил о том, как некоторые хозяйственники заводят сложные, дорогие машины, но работа у них стоит, потому что нет самых простых приспособлений. Говорил о том, что в арматурных цехах половина рабочих занята подсобным делом, люди на себе перетаскивают тысячи стержней, вручную вытягивают железо. Все это могут делать машины— и не какие-нибудь особенные, а самые простые, которые можно придумать самому и изготовить у себя в мастерской.

На эту тему Бурин говорил долго. Он слышал одобрительный гул в зале, слышал реплики товарищей Молотова и Андреева и чувствовал, что говорит то, что нужно...

«...Слушая речи Бурина и таких, как он, мы все здесь радовались тому, что у нас выросло уже не мало рабочих-строителей, которые поняли значение механизации и успешно пользуются простейшей механизацией в своей ра

боте. Из таких товарищей, как Бурин, могут и должны выйти за какую-нибудь пару лет хорошие советские инженеры и крупные хозяйственники, и им надо помочь поскорее пройти высшую техническую школу».

Эти слова товарища Молотова, сказанные им в заключительном слове на совещании, определили дальнейшую судьбу молодого рационализатора. Бурин с радостью Отозвался на предложение итти учиться в высшую школу. Но сначала он решил выполнить то, что считал своим долгом и в чем дал обещание Молотову. Он принялся рационализировать все арматурное дело на строительстве второй очереди Горьковского автозавода. С его помощью примитивная мастерская преобразилась в 'хорошо оборудованный цех.

Четыре года Александр Иванович Бурин проучился в Промышленной академии. Во время каникул он разъезжал по всевозможным стройкам нашей страны, всюду совершенствуя методы работы.

Недавно Бурин стал инженером. Свою дипломную работу и свои новые изобретения он посвящает той же отрасли строительства. Профессия армзтурщика навсегда осталась для него любимой профес-. сией. Только теперь задачи, которые он ставит перед собой, стали еще важнее и интереснее, и он работает над ними с еще большим увлечением.

ТОННЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ

При сооружении горных гидроэлектрических станций нередко приходится пробивать тоннели, чтобы подвести воду из реки или озера к турбинам. По такому тоннелю, длина которого достигает иногда 2—3 километров, вода идет стремительным потоком. Для предохранения тоннельных стен от размыва их облицовывают бетоном, а поверхность облицовки покрывают тонким слоем цементного раствора. Эта работа, производимая вручную, является очень трудоемкой.

Сотрудник Института сооружений и гидроэнергетики в Тбилиси инж. Словинский сконструировал агрегат, с помощью которого бетонирование и облицовка тоннеля механизируются.

Основной частью агрегата является сердечник; это большой металлический цилиндр длиною в 3 метра. Внутри сердечника, в направлении продольной оси, проходит массивная двутавровая балка длиной в 6 метров. Она опирается на две рамы, снабженные колесами. По этим колесам балка может перемещаться.

Как же ведется работа с этим агрегатом? Тоннель разбивается на отдельные участки длиной по 3 метра. Один участок отделяется от другого так называемым пионерным кольцом. Это — выступ, идущий по периметру тоннеля и сделанный из очень прочного бетона. Пионерное кольцо служит упором, к которому прижимается сердечник агрегата. В результате пространство, заключенное между поверхностью сердечника и породой, оказывается изоли-

Инж. Г. МИРИМАНОВ

рованным. В него нагнетается специальным насосом бетонный раствор.

Снаружи сердечника находится прессующее устройство агрегата,. Оно сострит из шести очень прочных полых щитов. Длина каждого щита равна расстоянию между пионерными кольцами, то есть 3 метрам, а ширина —V» части окружности. Таким образом, эти щиты вместе образуют как бы наружный цилиндр, окружающий сердечник. В пространстве между сердечником и прессующим цилиндром закладываются резиновые мешки. Они наполняются водой, которая подвергается давлению в 10 атмосфер. При этом прессующий цилиндр начинает сжимать бетон.

Каждый щит насажен на три штока, проходящие внутрь сердечника, где они соединены с электромагнитными вибраторами. С помощью вибратора щит приводится в колебательное движение. Вибрирование начинается еще до прессования, чтобы вызвать предварительное уплотнение бетонной массы.

Внутри каждого щита циркулирует горячая вода. Она подводится туда! через один шток и отводится через другой. Таким образом, бетон подвергается вибрированию, подогреванию и сжатию. В таком состоянии он выдерживается несколько часов, до полного затвердения.

Когда закончена работа на одном участке, агрегат перемещается по двутавровой балке дальше. При этом балка закрепляется по концам на крестовинах. После того как сердечник передвинут на новое место, перемещается и балка. Таким образом, то сердечник перемещается по несущей балке, то балка передвигается внутри сердеч-

Опытный экземпляр такого агрегата уже построен на Тбилисском заводе металлических конструкций. Предварительные подсчеты говорят, что применение этого агрегата ускорит отделку тоннеля в пять-шесть раз по сравнению с обычными способами и значительно ее удешевит.

7