Техника - молодёжи 1947-01, страница 33

Техника - молодёжи 1947-01, страница 33

чем хирург во время операции». И тут оказывается, что наш привычный, старый способ разговаривать не годится, когда надо обгонять время.

Но у слов есть и другой недостаток. Слова русского или английского языка понятны только тому, кто знает этот язык. А за погодой следят наблюдатели во всем мире. Они говорят на сотнях разных языков, а им надо понимать Друг друга.

I Значит, тут нужен какой-то новый язык, очень сжатый, краткий и понятный всем.

Вот на. этом-то языке наблюдатель и составляет телеграмму: «2804 S5762 88729 16202...»

Вместо букв здесь цифры. Цифры одинаковы на всех языках. И каждая цифра — это даже не буква и не слово, а целое сложное понятие. Смысл цифры меняется оттого, на каком месте она стоит.

Вот, например, шестерка, стоящая на четвертом месте во второй группе цифр, означает: «Облака нижнего яруса, низкие, изорванные —- облака плохой погоды».

Вслед за шестеркой стоит двойка. Она стоит на том месте, которое отведено облакам среднего яруса. Двойка говорит, что сегодня средний ярус неба занят плотной толщей высокослоистых облаков.

Наблюдатель быстро вносит в телеграмму цифру за цифрой. Чтобы переводить с языка слов на язык знаков, на язык погоды, нам с вами понадобилось

бы каждую минуту заглядывать в таблицы, которые для этого существуют. Но у наблюдателя таблицы— в голове. Он знает их не хуже, чем мы таблицу умножения. На составление и передачу телеграммы из многих знаков у него уходит всего только три минуты.

Когда он начал эту работу, на часах было 7.09, сейчас —7.12.

Как же успеть за ним, этим скороходом, обгоняющим время!

Цифры бегут. Они бегут с тысяч станций, разбросанных по лесам и степям, они бегут с гор и равнин, с островов и морей, с кораблей и самолетов. Они переходят с телефонного провода на телеграфный, с телеграфного провода — в эфир, из эфира — в жилы подводного или подземного кабеля. Они тысячами стекаются в бюро погоды, в отделы прогнозов, в радиометеоцентры...

Они спешат. Каждая минута дорога. Чем скорее они придут, тем раньше узнают люди, что их ждет завтра, тем лучше успеют работники земли, неба, моря подготовиться к встрече бури, метели, града, тумана.

И вот в Москве, в Центральном институте прогнозов стучат телетайпы. Они стоят вдоль стен, эти телеграфные аппараты, которые с виду мало чем отличаются от пишущих машинок. Машинисток не видно — машинки обходятся без человеческой помощи. Они сами быстро отстукивают цифры на бумажных лентах. Можно подумать, что невидимые пальцы бегают по клавишам... Круглые

сутки, с утра до утра стучат машинки. В комнате есть и люди Это диспетчеры. Их дело принимать у цашинок работу. Оторвав кусок ленты с донесением станции, диспетчер делает пометку в журнале и бросает ленту на конвейер. Миг—и лента уже в нижнем этаже.

А в соседней комнате сидят радисты с наушниками и принимают вести издалека: из Алма-Аты и Хабаровска, с острова Диксон и из Каира. Все ближе к центру, к мозгу. Скоро начнется работа мозга.

Но постойте! В спешке, гоняясь за своим скороходом-героем, я забыл сказать об очень важных и нужных вещах. Я не сказал о том, как наблюдатели следят за погодой в ее собственных «владениях» — в воздухе. Я не сказал о станциях, стоящих над облаками среди ледников, Я не сказал о том, как наблюдают жизнь рек и озер, морских течений и приливов, поведение льдов в океане и снежного покрова на материке.

Даже на той станции, где я так долго ходил по площадке, я не успел рассмотреть много такого, без чего рассказ никак нельзя вести дальше.

Я довел читателя до самого интересного места, до тех дверей, за которыми работают синоптики — люди, живущие в завтрашнем дне.

И нам волей-неволей придется возвратиться назад — на ту площадку, с которой мы начали свое путешествие.

(Продолжение следует)

*U&7loU7T ЪСЛСС /се тюиегггылъ*

Проект нашего читателя

Тов. Бурундуков (г. Челябинск) предлагает схему механизма, создающего подъемную силу и могущего служить основой нового типа летательного аппарата. Устроен и работает этот аппарат так: Два груза прикреплены • стержнями к осям и могут вращаться вокруг них. Ниже расположена турбина, концы вала которой отогнуты под прямыми углами. Каждый конец вала

проходит через отверстие в грузе. Если турбина начнет равномерно вращаться, грузы тоже придут во вращение вокруг осей, к которым они прикреплены. Грузы заскользят вдоль отогнутых концов вала турбины, и скорость грузов окажется равной скорости тех точек концов вала, с которыми они в данный момент соприкасаются. В тот момент, когда груз наверху, скорость его будет наибольшей. И наоборот, когда груз внизу, скорость его будет наименьшей.

Известно, что центробежная сила прямо пропорциональна квадрату угловой скорости. Значит, когда груз проходит верхние точки окружности, центробежная сила достигает наибольшего значения. При прохождении грузом нижних участков окружности центробежная сила будет наименьшая. Если турбина даст достаточно большое число оборотов, центробежная сила преодолеет вес механизма, и он начнет подниматься вверх.

Уважаемый товарищ БурундуковI

Ваш механизм не сможет подняться -вверх. Подниматься он должен под действием только внутренних сил, а это невозможно. Чтобы доказать это, разберем, какие силы действуют на груз.

Вращающийся груз находится под действием не только центробежных сил. Есть еще силы, которые вы не учли, — это силы инерции груза. Они возникают тогда, когда тело или ускоряет свое движение или замедляет его, и направлены в сторону, обратную действующему ускорению. В нашем случае, когда груз идет вверх, скорость его увеличивается. Ускорение направлено по касательной вверх. Значит, сила инерции направлена тоже по касательной, но вниз. Когда груз идет вниз, скорость его уменьшается, ускорение отрицательно (оно тормозит движение) и направлено вверх по касательной. Значит, сила инерции действует тоже по касательной, но опять вниз. Не надо забывать, что величина сил инерции тоже зависит от числа оборотов турбины и

3f