Техника - молодёжи 1963-07, страница 21

Техника - молодёжи 1963-07, страница 21

СЫНЫ ИКАРА

Икар 1963 года — Жиль Деламар.

Подвиги «летающих людей» являются замечательной иллюстрацией мастерства, достигнутого парашютистами в области затяжных прыжков. Летать же, если можно так выразиться, в полную силу своих крыльев, как и в древности, люди могут только во сне или в сказке.

Кинематограф — превосходное средство для воплощения снов. И мы сможем скоро увидеть с его помощью полет человека. Последний а ряду потомков Икара, французский актер Жиль Деламар, создал короткометражный фильм под названием «Человек-птица».

Деламар • совершенстве овладел техникой парашютизма. Во время съемок своего фильма он прыгнул с высоты 9 600 м без кислородного прибора. Сами эти съемки явг ляются поразительным подвигом: их делал парашютист Жак Дюбур в затяжном прыжке, а кинокамеры были смонтированы у него ■ шлеме. Управляя собственным падением, он достаточно близко приблизился к Деламару, чтобы заснять его полет крупным планом.

Этот фильм стоит а одном ряду со снимками, сделанными пять лет назад Андрэ Сюиром, первым «прыгающим кинооператором». Сейчас во всех уголках мира парашютисты взялись за кинокамеры. Рождаются учебные фильмы для парашютистов-но1Ичкоа и изумительные кадры, показывающие, с какой легкостью можно проделывать фигуры высшего пилотажа, имея за спиной крылья.

Икар 1963 года — Жиль Деламар отказался от полотна, которое применяли его предшественники. Он летает на стальных крыльях.

С помощью двух укрепленных на шлеме кинокамер Жак Дюбур заснял полет Дела-мара.

Архитектор Дедал, построивший лабиринт на острове Крит, по приказу царя Миноса был заточен в башню вместе со своим сыном Икаром. Для опасения оставался только один выход: небо. Тогда Дедал сделал для себя и сына крылья из перьев, прикрепленные к плечам воском. Оба узника вырвались на свободу, но юный Икар, опьяненный полетом, недопустимо близко приблизился к солнцу. Воск растаял, крылья надломились, и юноша рухнул в море.

В XX веке человек частично осуществил свою мечту парить в воздухе. Частично потому, что самолет удовлетворяет далеко не всех. Многие хотят летать сами, не заключенными в металлический корпус, парить свободно, как птицы.

Подобно Икару, «люди-птицы» прикрепляют к плечам искусственные крылья, и, подобно легендарному герою, большинство из них расплачивается жизнью за свою дерзкую попытку.

Немец Рейхельт разбился, ринувшись • полет с Эйфелевой башни; канадец Клем Соун разбился « 1937 году в Венсен-не. Жан Ниланд, он же Джемс Уильяме, первый из современных нам «людей-птиц», кончил тем, что • 1938 году разбился в Лонс-ле-Соньере. Лео Валентин делал опыты с несколькими аппаратами, <и последний стоил ему жизни: в Ливерпуле, прыгая с самолета, он сломал крыло своего аппарата и вошел в смертельный штопор. За ним последовали швейцарец Рудольф Белен, итальянец Сальваторе Ка-нароццо, француз Ги Масслен. Однако всегда находились новые .«люди-птицы», чтобы встать им на смену.

Но действительно ли все они летают? Если говорить правду, «люди-птицы» не победили тяготения. И они не могут обойтись без парашютов, раскрываемых до приземления. Ги Масслен погиб именно потому, что опоздал раскрыть свой парашют. «Полет» — это лишь дополнительный элемент в парашютном прыжке. «Человек-птица» имеет возможность управлять своим перемещением в воздухе, двигаясь в определенном направлении. Например, прыгая в безветренную погоду с высоты 3 500 м, он может переместиться по горизонтали на целый километр, прежде чем раскроет парашют в 500 м от земли.

Крылья позволяют замедлить вертикальное падение и поэтому удлинить время, в течение которого можно управлять своим движением. Но скорость свободного падения (достигающая в затяжном прыжке 45—70 м/сек) уменьшается при этом только на 15%.

Даже без крыльев (новая техника затяжного прыжка) можно управлять траекторией и скоростью падения, изменяя положение тела. Один парашютист может при этом нагнать другого и перегнать. Новый тип состязаний — «эстафетный бег» в затяжном прыжке — уже проходил по Франции и в США,

Р. ВАЛЬМИ, К. ЛАДУЭ (ФРАНЦИЯ)

15