Техника - молодёжи 1970-01, страница 57

Техника - молодёжи 1970-01, страница 57

лическим ударом, давление достигает нескольких десятков тысяч атмосфер.

Вот кран опускает в бак с водой стальную корзину с изделиями. Погружается электрод. Разряд! Слышен оглушительный взрыв. Удар следует за ударом, и через пять-семь минут кран поднимает сетку, в которой, словно серебристые рыбины, сверкают отливки. Очистный участок не похож больше на грязное чистилище. Это скорей научная лаборатория без сотрудников. Ведь все процессы автоматизированы.

На помощь электрическому разряду скоро придет и лазерный луч. Вонзаясь в воду, такой луч также создает в ней ударные волны, но уже с давлениями в миллионы атмосфер. Свету легче проникнуть в узкие щели и глубокие полости, куда завести электроды очень трудно и которые до сих пор приходится зачищать вручную.

ГРЕЗЫ ЛИТЕЙЩИКОВ

Наряду с модернизацией традиционных операций литейщики со

здают принципиально новые процессы и оборудование.

В Ленинграде освоена, например, плавка редких и высококачественных сплавов во взвешенном состоянии. Металлические шары парят, поддерживаемые магнитным полем, в вакууме. В герметичную печь не проникает ни одна посторонняя частица. Используя подобный принцип, американский изобретатель Р. Дитто запатентовал способ вытяжки особо чистой проволоки из расплава. Сжатый инертный газ подается в тигель и выдавливает жидкий металл через маленькое отверстие. Тоненькая струйка так слаба, что готова рассыпаться на отдельные капли. Это и случилось бы, если не магнитное поле двух стоящих на ее пути соленоидов. По твердеющей струйке металла пропускают ток. Меняя реостатом силу тока, можно дополнительно подогреть проволоку. Р. Дитто вытягивал таким способом свинцовую и алюминиевую проволоку диаметром пооядка 0,1 мм и со скоростью до километра в минуту.

Английские инженеры недавно

стали отливать стекло довольно необычно — на поверхности жидкого металла. Стеклянный лист получается полированным. Советские изобретатели расширили возможности этого метода. Теперь можно изготовить не только плоские, но и волнистые листы. Волны на поверхности расплава образуют бегущие магнитные поля. Регулируя поля, можно создавать любую рябь.

Недовольные земными условиями, ученые предлагают строить литейные цехи в космосе. В условиях невесомости капли расплава под действием поверхностного натяжения принимают идеально сферическую форму. Если ввести внутрь этих сфер инертный газ, мы получим пустотелые шарики, которые невозможно изготовить на Земле. А подшипники с такими шариками будут обладать весьма ценными качествами. Их износостойкость резко повысится.

Эти и многие другие советские и иностранные изобретения свидетельствуют о том, что профессия литейщика в наши дни обретает второе дыхание.

САМЫЕ МОДНЫЕ ЧУЛКИ

Любуясь расцветками и узорами модных чулок, мы думаем о том, что без современной техники такую продукцию и в таком количестве было бы невозможно изготовить. Это верно. Но не следует забывать: автоматика и химия в какой-то степени обязаны своим развитием именно чулкам, так как чулки нередко оказывались как бы пробным камнем для новых способов производства и новых материалов.

Чулки «обретали самостоятельность» семь веков. За это время люди научились лишь более или менее аккуратно сшивать куски ткани по форме ноги.

Но вот в Испании некоторые мастера научились древнему искусству вязания, вернее — возродили его. Летописец отмечает, что в 1569 году французский король Генрих II впервые появился на празднике в вязаных чулках. И первые счастливые обладатели вязаных чулок известны поимен~ но: английский граф Пемброк носил шерстяные, королева Елизавета — шелковые.

Но чулок требовалось все больше, и мастера не справлялись с заказами. Самый искусный не делал более полутораста петель в минуту. И потому как нельзя более кстати оказался станок, изобретенный англичанином Вильямом Ли в 1589 году. Он делал сперва 600,

Л

а вскоре и 1200 петель в минуту.

На своей родине Ли не нашел поддержки и переехал со своими помощниками во Францию. В Ру« ане его вязальные станки (по-французски «вязание» — «трико») положили основу трикотажной промышленности. Однако позднее протестанту Ли пришлось несладко. Он умер на чужбине, а его брат и мастера вернулись в Англию. На этот раз правительство оценило новое изобретение, более того, под страхом казни оно запретило вывоз станков из Англии.

Чулки и носки постепенно получали признание в Европе. К слову, старинные итальянские наименова

ния их — панчоссе и шкарпетти — проникли в Польшу, на Украину, где и остались в языке. В конце средних веков самые отчаянные франты носили на левой ноге синий, а на правой — красный чулок. Начало XVIII века узаконило белый — торжественный цвет чулок. В середине прошлого века популярен был синий цвет. Позднее «синий чулок» сошел со сцены и стал прозвищем «ученых дам», которые пренебрежительно относились к одежде и носили чулки немодного цвета.

Много лет прошло с тех пор, как были изготовлены первые в мире чулки-паутинки. Они целиком соответствовали своему названию, поскольку француз Бон изготовил их из самой настоящей паутины. Но это был первый и единственный экземпляр: не потому, что чулки были чем-то плохи, а потому что возни с ними, начиная со сбора паутины и кончая ручной вязкой, было слишком много. Зато первое в мире синтетическое волокно — нейлон, выпущенное в 1939 году, сразу же нашло применение. Оно с тех пор остается, пожалуй, наилучшим материалом для чулок. Впрочем, будущее покажет — какие чулки наиболее модны, в какой степени они повторяют предыдущие моды и, наконец, чем им могут посо-бить новая техника и новая химия.

г. Киев

бб