Техника - молодёжи 1975-04, страница 24

Техника - молодёжи 1975-04, страница 24

ледяные жилы, и тогда проваливаются перемычки, ванны соединяются.

С этого момента начинается необратимый процесс гибели подземных льдов и роста порожденных ими термокарстовых озер. Берега таких озер никогда не выполаживаются, ведь на 40—60% они сложены из подземного льда. Под ударами волн они просто тают, словно подмоченный сахар на блюдце. И чем больше становится озеро, тем быстрее разрушаются, отступают его берега — нередко на 15—20 м в год по всему периметру. Озера, словно огромные кляксы, расползаются по тундре. Непосредственно на их поверхность осадков выпадает значительно больше, чем может испариться влаги за лето.

Озера уже давно завоевали бы все тундровые равнины и превратили бы их в пресноводные моря, если бы не было на этих равнинах природной дренажной системы — сети речных и ручьевых долин и оврагов. Наплывающая на тундру обширная, но мелководная озерная «клякса» рано или поздно встречает на своем пути овраг или долину и полностью за несколько дней вытекает, исчезает с лица земли. Остается только просторная котловина, по-якутски алас.

Образец строения лёссово-ледовои равнины. Ледяные жилы гигантскими стенами пронизывают толщу однородных льдистых лёссов.

Вот почему так быстро устаревают карты северных низменностей. Летишь на самолете, смотришь на карту и на равнину, которая там, внизу, и видишь, насколько они несхожи Вон внизу озеро, напоминающее своими очертаниями верблюда, а на карте обозначены лишь небольшие водоемы. Оказывается, голова «верблюда» возникла после недавнего слияния южной группы водоемов, а ноги выросли из продолговатых северных озерков Или на карте сухая тундра, а под крылом самолета лучи заходящего солнца отражаются в десятках зеркальных осколков только что народившихся угловатых водяных ванн. На днищах вытекших озер уже растут новые ледяные жилы, опять выдавливаются валики, зарождаются новые ванны и термокарстовые озера.

Вот вам и земля, якобы застывшая в вечном покое, замерзшая навсегда! Нет, земля у нас беспокойнее, чем вблизи вулканов. Она все время то вздыбливается, выжимаемая растущими ледяными жилами, то проваливается под натиском порожденных ими озер. Процесс повторяется настолько регулярно, что его количественное описание, данное мною, подтверждается с неотвратимостью закона природы.

Уже есть формулы, по которым можно оценить

скорость разрушения льдистых берегов озер и искусственных водохранилищ. Грунты, которые оттаивают под термокарстовыми озерами, нетрудно разрабатывать и направлять на строительство насыпных сооружений. Создавая искусственные водоемы можно размораживать льдистые толщи, покрывающие россыпи полезных ископаемых.

Освоим заполярную целину!

Мох и трава в тундре — соперники, даже враги. Сквозь мерзлый ковер мха корни трав не могут достать до минералов земли Ковер нарастает, давая мощные, толщиной до 3—4 м, торфяники, и очень плохо оттаивает летом, часто лишь на 15—25 см. Поэтому даже тонкие покровы мха, как броня, покрывают еечномерзлую минеральную землю, не пропускают к ней корни трав

А если броню разрушить? Любой геолог, работавший в тундре, знает: отвал выкопанной из шурфа земли уже на следующее лето превращается в ярко-зеленую травяную клумбу Среди красноватого мрачно-осенне-

Две ванны на переднем плане слились в одну. Началось необратимое выдаивание подземных льдов н образование термонарстовых озер

го фона такая клумба видна издали, по ним и находят старые шурфы. И какая на ней трава! По пояс человеку. А когда идешь летом по насыпанной в тундре автомобильной дороге, то справа и слева тоже видишь полосы высокой травы. А дальше кустарнички и мох.

Значит, опять пыль, как в ледниковое время? Конечно! И дороги в тундре, и улицы в северных поселках засыпают смесью суглинка и щебня, чтобы не таяла, не проваливалась под проезжей частью вечная мерзлота и подземные льды. В сухие ветреные дни пыль столбом летит с дорог и «удобряет» торфяную землю. И тут же на бывшей тундре встает трава. Может быть, всю тундру посыпать землей, и вот вам луга? Только откуда взять землю?

Все же выход из положения есть. Его подсказывает сама природа. В тундре нередко попадаются настоящие травяные оазисы — луга, выросшие на днищах недавно вытекших термокарстовых озер. Конечно, земля там уже успела промерзнуть, но в ней еще нет медленно растущих жильных льдов, на ней еще не наросла и кора из мха. Такую землю можно и пахать, и засевать. Впроче*-, на ней все растет само по себе. Стеной выше пояса встают здесь арктические травы.

22