Техника - молодёжи 1976-06, страница 27

Техника - молодёжи 1976-06, страница 27

при отключении схем развертки электродного пучка. Тут же возникла мысль, а нельзя ли использовать па зррч в качестве конкурентов цветных кинескопов? Конкурентов которые давали бы цветиое изображение большой яркости и таких размеров, К 'Ч в кино?

Устройство подобного проектора схематически показано но рисунке 3. Лучи трех лазеров, пройдя через модуляторы, смешигаются и попадают на крутящееся зеркало. Оно служит для перемещения светового пучка вертикально по кадру А многогргнный зеркальный барабан, врищающийся вокруг сьоей оси, pi зворечивает пучок горизонтально по строкам. Блоки разверток и модуляции яркости упраьляются < иП'оЛал'И. принимаемыми обычным тглевизором. В принципе три лазе-оа можно заменить одним, генерирующим свет не трег длинах аолн одновременно Т 1кие ла (еры сейчас УЖЬ СОЗД1НЫ.

Фирма «Дженерал телефон энд электронике» еще в 19Л7 году построила либоряторный образец лазерного тепепроекторс., который удовлетворительно воспроизводил цветные изображения. А в прошлом году японская фирма «Хитачи» сообщило, что ей удалось создать цветной телепроектор с использованием л. зеров нг криптоне и аргоне. Четкость изображения довольно высока — 800 строк по горизонтали и 700 по в« ртикгли.

Mt-Жду прочим, специалисты надеются, что лазерный проектор поможет наконец решить проблему верной перед„чи цветор Ведь качество отображения всех многообразных оттенков реального объекта определяется хдрдктеристиками вы-бреннчх источников «основных» цветов (например, красного, зеленого и синего). И з>ти цвет а должны быть возможно болев чистыми, то есть источники должны излучать св^т в достаточно узком спектральном диапазоне, или, иначе говоря, ссет тол__:о одной определенной длины волны. Применяемые в цветных кинескопах люминофоры не удовлетворяют такому требованию. Л* зеры же по сьоей сути являются монохроматичными источниками света. Они позволяют воспроизвести на зкр* не гораздо более широкую гамму цветовых оттенков, чем кинескопы, и приблизить, таким образом, изображение к естественному прототипу.

Л-.черн >1и луч, проецируемый на экран, должен обладать очень высокой яркостью Телеэкр< н содержит примерно 2С*1 тыс. светящихся точек, и, чтобы достигнуть такой яркое/и, луч, поочередно создающий подобные точки, должен светиться по крайней мере в 200 тыс. раз силь

нее люминофора. Ни один из обычных источников счеи не может обеспечить такой яркости. Для лазеров же это ле проблема. Например, лрое.сгор с экраном 90Х'20 jm требует лязер мощностью чуть больше ватте

Однако есть тут свои трудности И прежде всего весьма низкий КПД лазеров (доли процента). Чтобы получить излучение указанной Мищно-сти обычным газовым лазером, понадобится электрическая мощность в несколько киловатт.

Лазер может заменить в телевидении не только воспроизводящую трубку — кинескоп, но и передающую — видикон. Скажем, в системе «бегущий луч» газовый лазер последовательно (по строкам) высвечивает отдельные участки объекта Отраженные световые сигналы принимаются фотоприемником, и изобр< жение через обычные электронные устройства передается потребителю Основные |,реимущества такого способа — чув-ствительно< гь и высокая разрешающая способность. Эксперименты говорят о том что лазерные видиконы могут работать и ночью и в дож^ь, регистрировать объекты не боль и ом расстоянии Устройство типе «бегущий луч» было построено американ-ской фирмой «Эр-Си-Эй» в ;i974 году. Оно обеспечило резрешение де-телей объекта в несколько раз выше, чем это предусмофено телевизионным стандартом А фирме «Дженерал телефон энд электронике» испытала .цветний лазерный видикон. Были использованы лазеры трех цветов, для каждого отдель ный Фотоприемник. Работы этой фирмы доказывают возможность полной замены лазерами традиционных гередающих и воспроизводящих телевизионных устройств

Изображение в кристалле

Интересные эксперименты с лазерным телеэкреном ведутся в физическом институте АН СССР под руководством академика Н. Бесове, докторе физико-матеметических неук О Богденкевиче и кандидата технических наук А Насибова. Схематически это устройство представлено на рисунке 4. Пучок электронов «обстреливает» одну и? граней полупроводниковой гластины, и там, куда он попадает, возникает лазерная генерация. Каждая светящаяся точк< такого экране — миниатюрный полупроводниковый лазер, источник на-лревленного монохроматического излучения. Модулируя электронный пучок, можно изменять интенсив

ность света, а склоняя его — формировать на экране телевизионный кадр. Саме пластина с системой возбуждения помещена в отпаянную стеклянную трубку, там же находятся электроды, упрачляющие электродным пучком. Изобр 1жение, принимаемое обычным телевизо ром, с помощью такого устройства удается спроецировать на экран ллощадью 6 м?. Причем это изображение может быть и цветным. Цвет свечения каждого мини-лозера определяется выбором рабочего кристалла- Так, кристаллы сульфида кадмия излучают зеленый свет, селенида цинке — голубой, селени да кадмия — красный Сейчас известно большое количество полумри-водниковых соединений, способных излучать в любом диапазоне видимого участка спектре. Это и позволяет использоветь такую систему для синтезе цветного изобре-жения.

Другой вериент лезерного телеэкрана: на поверхности электрооптического кристалле электронным пучком создеется рельеф электрического потенциала, копирующий изображение ТВ-кадрг Области с различным значением потенциала по-рез-ному воздействуют на проходящий через кристалл свет, изменяя его поляризацию. Дополнительный поляроид, помещенный за кристаллом, преврашает модуляцию по поляризации в модуляцию по интенсивности. Поэтому, если кристалл осветить поляризованным светом лазера насквозь, как диапозитиь, то появится изображение, фактически подобная системе решает ie же зедечи, что и кинескоп: изобр 1жение можно неблюдеть на большом внешнем экрене, на который проецируется прошедший через кристалл свет. Преимущество денной системы в том, что освещенность экрене, е следовательно и его возможные размеры, будет определяться ,оль-ко выборим источника света — он в принципе может быть и обычным, «нелазерьым». Трубка же в этом случее служит своего рода световым реге.

И если в кинескопе электронный луч играл роль как пеоеносчика информации, тек и возбудителя люминофоре, генераторе световой энергии, то в проекционных системах эти функции разделены.

Текие системы, получившие незва-нче светоклапьнных, пригодны для воспроизведения и цветного ТЗ-сиг-неле. Превде, тут необходимы три кристалле, три луче, три источнике свете

Рагсматриваемея система имеет одну интересную особенность. Оказывается, время сохранения созданного зарядного рельефа зависит от температуры кристалла, увеличи

24