Техника - молодёжи 1978-06, страница 42

Техника - молодёжи 1978-06, страница 42

вать воду, чтобы дать ему возможность всплыть. На берегу собрались строители, монтажники, проектировщики. Все с напряжением следили за рейкой, укрепленной на фундаменте и показывающей высоту сооружения над уровнем воды.

По расчетам главного инженера строительства А. Кочерги, всплытие должно было произойти, когда затопление дока составит 5,35 м, а по расчетам главного инженера проекта — 5,7 м. Ну а если ни тот, ни другой расчет не оправд 1ется: ведь в процессе омоноличиврчия стыков вес фунда мента против расчетного был увеличен. Тогда придется уровень воды в доке поднимать выше уровня в водохранилище, делать углубление в котловане способом подмывкн его. Словом, причины для волнений были.

— Да, — рассказывает JI. Берн-штейн, — очень волновались все, кто был на берегу котлована. На рейке цифры постепенно росли — росло и волнение. Вот прошла отметка 5,35 метра. Фундамент ни с места. Наконец, когда уровень воды на первом фундаменте остановился на отметке 5,7 метра, он всплыл. Когда уровни воды в котловане и море оказались равными, подкачка прекратилась, и стоявший наготове земснаряд начал размывать перемычку, отделявшую котлован от моря.

Но и тут не обошлось без препятствий, их уготовила сама природа. В перемычке обнаружились линзы связанных грунтов с включенными в них глинистыми частицами. Фреза землесоса захлебывалась в этих трудных грунтах. Шли новые сутки, и после каждого прохода судна с жестким тралом обнаруживалась еще одна мель. На смену землесосу пришел плавкран, оборудованный грейфером, который продолжал вынимать грунт...

Лишь через много часов напряженного труда и треволнений наступило радостное событие. Это случилось в 3 часа 30 минут ночи 24 августа 1977 года. Четыре тягача подхватили на тросы и медленно потащили первую опору с мачтой через проход. А там мощные буксиры 5-го отряда подводных и гидротехнических работ Укрречфло-та вывели ее в море.

— Незабываемое это было зрелище, — говорит участница проектирования инженер Л. Знайченко, наблюдавшая за буксировкой фундамента. — По морю величаво плыла 100- четровая мачта. Пчывет и не шелохнется, несмотря иа роволь но сильный ветер (до 10—11 метров в секунду).

Не менее ответственная и елож ная операция погружения фундамента на дно — на место его постоянной стоянки — требовала осо

бой точности. Нужно было правильно установить мачту в строго проектное положение, чтобы она села на специально приготовленную для нее постель из гравия и щебня. Точность ровнения этой постели измерялась с помощью изобретенного В. Гавриловым прибора, прототип которого был использован еще при строительстве Кислогубской ПЭС.

Проектом допускался сдвиг фундамента от намеченного положения всего лишь на 1 м из створа ЛЭП и на 2 м вдоль створа, а отклонение от вертикали иа 100-метровой высоте — только на 50 см.

При погружении опоры на постель в водохранилище постоянно вели контроль за ее положением и вертикальностью с помощью геодезических приборов. В результате удалось добиться почти идеальной точности установки фундаментов в проектное положение. Максимальное отклонение опор составило ±15 см, а отклонение от вертикали верхней точки опоры ±20 см.

О погружении опоры Л. Знайченко рассказывает так:

— Раздалась команда начальника 5-го отряда Л. Ягельского: «Открыть кингстоны!» Фундамент с опорой стал медленно и плавно погружаться. Настолько плавно, что мы, стоявшие на ее палубе, не по чувствовали постановку на дно, а узнали об этом лишь по рейке, иа которой зафиксировалась глубина погружения — 7 м 10 см.

Через 27 дней после установки всех пяти опор на наплавных фундаментах были проведены провода. По ним энергия Запорожской ГРЭС потекла на правый берег.

Переход высоковольтной линии через Каховское водохранилище открыл путь не только энергии, но и новым конструкциям и сооружениям. Здесь были, по существу, решены основные вопросы технологии серийного изготовления наплавных конструкций крупных промышленных сооружений из сборных железобетонных элементов. Этот опыт может быть применен, например, при создании системы для защиты Ленинграда от наводнений, переходов высоковольтных линий еще большей пропускной способности через еще более широкие водные преграды, а также многих «морских» строек. Наконец, этот же принцип строительства ляж( г в основу создания следующих, гораздо более крупных приливных электростанций: Лумбовгкой, Мезенской, Тугурской, Пенжинской.

Таким образом, опыт Кислогубской ПЭС, примененный при возведении опор ЛЭП-330, обогатился новым содержанием. Открыт путь создания наплавных конструкций индустриальным методом.

ГРАВИТАЦИЯ И ЖИЗНЬ

Продолжение. Начало на 12-й стр.

растений известно уже достаточно много, то значительно меньше известно о влиянии силы тяжести на процессы эмбрионального развития животных. Упорядоченность деления, приводящая к образованию организма, а не бесформенной массы клеток, возможно, регулируется силой тяжести.

Для решения этих вопросов и был проведен эксперимент с оплодотворенной непосредственно перед стартом икрой лягушек, которая была помещена в контейнер «Эм-кон-Т» (эмбриологический контейнер термостатируемый).

Изучение поведения организма в условиях невесомости дает ключ к пониманию роли гравитации в эволюции живой природы. Ведь на протяжении геологической истории сила тяготения на Земле не оставалась постоянной, а периодически менялась в зависимости от положения нашей планеты на галактической орбите.

Некоторые ученые связывают ключевые события эволюции с периодическими изменениями силы тяжести. Так, в эпоху снижения тяготения живые существа вышли из воды на сушу (конец девонского периода), поднялись в воздух (юрскнй период). Согласно одной из гипотез вымирание гигантских рептилий — ихтиозавров, динозавров, птеродактилей — совпадает с фазой возрастания гравитации. А сейчас самые крупные животные могут обитать только в океане...

Биологические эксперименты на орбите обещают дать ключ и к решению одной важной чисто физической проблемы. Они делают возможной проверку принципа эквивалентности сил, согласно которому сила инерционная в точности равна силе гравитационной. Именно благодаря принципу эквивалентности на космическом аппарате можно создать искусственную тяжесть с помощью устройств, создающих постоянное ускорение, действующих на испытуемый объект. Простейшее из таких устройств — центрифуга, где сила тяжести заменена центростремительной силой. Так вот, в эволюции живых микроорганизмов, помещенных в условиях искусственной тяжести на орбитальном аппарате, и находится заветное решающее испытание основного постулата общей теории относительности. Если эволюция таких микробов будет отлична от эволюции контрольных организмов на Земле, то применительно к биологическим объектам принцип эквивалентности несправедлив!

40