Техника - молодёжи 1981-07, страница 15

Техника - молодёжи 1981-07, страница 15

ВЫСШИЙ

«МОНТАЖНЫЙ ПИЛОТАЖ»

Если собрать в одном месте все мартеновские и доменные печи, коксовые батареи и аглофабрики, трубные и прокатные станы, которые на протяжении 35 лет строил Иван Тимофеевич Кармазин, наверняка получится целый металлургический завод. Даже с полным циклом...

Однажды на «Запорожстали», монтируя под руководством представителей фирмы очень сложный стан. Кармазин предложил им... уменьшить его габариты ни много ни мало на 50 м|

Неприятные минуты переживали иностранные инженеры, болевшие за честь своей фирмы, пока на подвернувшейся под руку станине бригадир мелком набросал чертежик своей идеи, частью им сочиненной, частью подсмотренной в разных механизмах. Суть ее заключалась в том, что уменьшить длину выбега раскаленной заготовки на холодильник можно за счет небольшого поворотного устройства. Тогда не потерявший пластичности металл не будет вытягиваться во всю свою длину на холодильнике, а сразу завернет к следующему агрегату для дальнейшей обработки. Ладный получился узел, компактный Раз в десять меньший, чем предлагала фирма.

Но больше всего гордится Иван Тимофеевич тем, что пришлось ему монтировать знаменитый трубопрокатный стан, выдавший первую отечественную трубу большого диаметра. Ту самую, на которой он и его товарищи вывели известную всему миру озорную надпись: «Труба тебе, Аденауэр!»

— Попасть в бригаду к Кармазину — престижно, работать в ней — трудно, а уходят от него, как правило... быстро, —- говорит управляющий трестом Днепрометаллургмон-таж В. Сидоренко. — Причина? . Тех, кто прошел школу Кармазина, мы охотно назначаем бригадирами.

— Больше тридцати лет собираю станы, — говорит Кармазин. — Ас такими темпами монтажа пришлось столкнуться впервые. Признаюсь, были сомнения: выдержим ли сроки? Особенно когда открыли паспорта агрегатов — в них стояли номера первые!..

Выдержали, да еще как! Монтаж трехвалкового стана они завершили досрочно, более чем в полтора разе сократив нормативные сроки. А вот опробование его задерживалось — электрикам никак не удавалось установить главный привод. И тогда бригадир с Д. Шпырко и А. Васильевым остались после смены, чтобы помочь смежникам.

Стан они «толкнули» поздно ночью. Кармазин не отрываясь смотрел на индикатор, замеряя биение вращающихся валков.

— Отклонение ноль.

Утром Сичевой, принимая работу монтажников, не мог сдержать восхищенного возгласа:

— Высший «монтажный пилотаж»!

АГРЕГАТ УЧИТСЯ РАБОТАТЬ

Накануне опробования комсомольцы завода вывесили кумач- «Мы дали слово. Мы сдержали его!»

За главным пультом управления

Анюкевич. У него за спиной — Сичевой.

— Трогай, — чуть слышно говорит начальник цеха.

Медленно ползет вверх заслонка нагревательной печи. Из раскаленных недр вырывается наружу ослепительное желтое пламя. Повинуясь команде оператора, железная рука робота подает на разогрев стальные заготовки.

И вот уже раскаленный добела подкат, отряхиваясь по пути от окалины, мчится по рольгангам к трех-валковому стану. Его конические валки, следуя форме копира, в считанные мгновения придают бешено вращающейся заготовке заданную форму.

На пультовом табло бегут цифры. Это ЭВМ выдает размеры проката.

— Параметры в норме, — объявляет Анюкевич.

Снова включаются рольганги, доставляя деталь к дисковым пилам. Над ними взлетает сноп искр — это обрезаются концы заготовки. После нормализационного отжига четырьмя четко выверенными ударами правильный пресс подравнивает ось, а дробеметная установка очищает ее поверхность. Наконец пройдена проверка ультразвуком — и первая ось под аплодисменты собравшихся сходит с конвейера.

Даже невооруженным глазом видно, что гладкая, чистая ее поверхность не нуждается в черновой обработке. Достаточно теперь провести небольшую чистовую обработку — и деталь хоть сейчас можно отправлять на склад готовой продукции МПС. Экономисты Минчер-мета довольны: каждая прокатанная ось только на стружке сберегает 50 кг высококачественного металла. Значит, за го,п работы стан сбережет 30 тыс. т ценного «осевого» металла. А за счет увеличения нагрузки на ось (2,5 т!), поскольку возросла ее прочность, можно дополнительно перевезти миллионы тонн грузов

...Первые партии осей метили белой полосой, чтобы обратить на них внимание железнодорожников. Потом эти полосы ставить перестали, убедившись, чт > в стойкости и прочности катаные оси не только не уступают традиционным, кованым, но и значительно их превосходят. Новые оси аттестовали Знаком качества, а

позже большой группе создателей экономичных профилей проката была присуждена Государственная премия СССР.

А перед входом в новый цех установили памятную стелу: пара вагонных осей поперек круто взмывающих ввысь стальных путей...

ИЗ РАБОЧИХ — В АСПИРАНТЫ!

Казалось бы, что, создав технику и технологию мирового класса и вплотную занявшись освоением нового производственного процесса, коллектив прокатчиков понемногу начнет отходить от науки?

— Ничего подобного! — улыбается кандидат технических наук Сичевой. — Мы не для того ковали свои кадры на стане 120.

Каждый третий в цехе — раци онализатор. На их счету около сорока (!) зарегистрированных изобретений. Большинство их выполнено на уровне, которому может позавидовать крупная научно-исследовательская лаборатория.

— Такой уж нам цех попался «диссертабельный», — шутят осе-прокатчики. — Здесь что ни узел — «верная» тема для диссертации. И если вчерашний рабочий-металлург поступает в аспирантуру ВНИИметмаша или МВТУ (таких здесь немало!) — это верный знак, что в диссертации рассматривается актуальнейшая проблема, адрес внедрения которой известен точно: стан 250. Такова отличительная черта всех «цеховых» разработок — немедленная практическая реализация идей. Вспоминается вопрос, заданный при пуске первой очереди В. Аню-кевичу: скоро ли состоится его защита? «Будет ось, будет и диссертация», — уверенно ответил Виктор.

Но когда ось «пошла» и диссертации тоже пошли, у них родились новые мысли. Например, такая: нельзя ли на этом стане научиться катать не только вагонные, но и локомотивные оси? Инициаторами внедрения выступили тепловозо-строители Ворошиловграда. Они сами разработали чертежи, изготовили часть оборудования. По старой дружбе электрос-гальцы прислали новые валки для стана. А днепро-дзержинцы взялись за отработку новой технологии.

И вскоре прокатали первую локомотивную ось. Как и в прошлый раз, за пульт встал Анюкевич, чуть поодаль — Сичевой. Успех этого эксперимента значительно расширил диапазон работы стана!

...А тем временем уже полным ходом шло строительство второй

Продолжение см. на стр. 62.

12