Техника - молодёжи 1982-11, страница 58

Техника - молодёжи 1982-11, страница 58

снегом трещину. Шасси снесены, разбит винт, радиатор и правое нижнее крыло. Экипаж отделался испугом. Опять туман.

30 сентября. Мороз —22°. Ясно, но метет. Всю ночь не спали. Грели моторы. Цовый план. Я должен идти с Мазуруком на Н-169 на Землю Александра, Алексеев —на Грем-Белл, Водопьянов — на поиски Н-209. Масло в баках замерзло. Электроподогрев не действует, а на нацхей машине его нет совсем. После в ч подогрева и запуска моторы пришлось остановить: масло в баках так и не разогрелось. Купол открыт, ясно, температура —24°.

1 октября. Пурга. Купол закрыт. Температура —12°, ветер северо-восточный, 7—8 баллов.

2 октября. Ночью получили приказ лететь на Н-169 на разведку. Пока добрались до купола, начались метель и снегопад.

Получена радиограмма нз Москвы о предстоящем вылете второго спасательного отряда под командованием Б. Чухновского на четырехмоторных самолетах, оборудованных для поисков ночью.

В последних известиях — сообщение о поисковых полетах Уил-кинса на самолете, закупленном нашим правительством. Жаль, что в составе его экипажа нет советских летчиков.

Уилкияс из-за морозов, точнее, из-за наступления полярной ночи полеты вскоре прекратил и вернулся в Нью-Йорк.

3 октября. Температура —19°, ветер северный. Опять с утра на куполе. В 14.00 моторы на Н-169 уже крутились, но туман сковал все! Идут горячие споры об отряде Чухновского.

4 октября. Пурга. Ночь готовили самолеты, ио пурга не позволила вылететь.

б октября. Пурга, туман. Дзердзеевский начинает ошибаться в прогнозах. Вчера предсказывал хорошую погоду, а мы всю ночь дежурили в пурге.

6 октября. Дежурим. К высоким широтам вылетает Н-170. Мы с целью обеспечения их возвращения летим на Землю Александра. С нашего корабля на Н-172 забрали все световые ракеты, домкрат, взлетную кувалду {молот для трогания самолета с места на лыжах). Прогноз Дзердзеевского не из блестящих, но лететь решено. Отряд Чухновского в 9.00 вылетел из Москвы и через 6 ч сел в Архангельске.

7 октября. Ночь на куполе. Ясно, звезды, мороз —16°. Готовим машины. Горят прожектора. В 4.15 стартовал Н-170, в 7.23 — наш Н-169.

Н-170 ушел на север. Счастливого пути! Мы вначале подошли к Тихой, но остров полностью закрыт

туманом. Переговорив с ними по радио, взяли курс на Землю Александра. Всюду лед с небольшими разводьями. Земля Александра тоже закрыта туманом. Изменили курс и пошли на остров Артура. Этот район моря Королевы Виктории наиболее не исследован. Сдала опять радиостанция, а ведь радист Ануфриев — бог своего дела. Сесть на куполе не решились: туман уже подкрадывался к нему с севера. Посадить машину на южной косе не удалось. Идем на Землю Георга. По пути веду аэросъемку. Выбрали место и сели на полуострове северной части Георга между заливами Географов и Маркама. Сидим. Высота купола 350 м. Пес Куцый, отличный медвежатник, необычайно рад впервые увиденной земле, неистово катается по гальке, Ваня Ки-станов — инженер-автопилотчик — варит кофе. Ануфриев, Шекуров и я чииим рацию. Остальные делают подкоп под лыжи самолета. Ведь оторваться с места без трактора при таком глубоком снеге — задача! С Рудольфа снимались больше часа! Сидели 1 ч 40 мин. Решили взлететь: туман ползет и сюда. Все, за исключением Мазурука и Шеку-рова, на хвосте с земли помогают сдвинуться машине. Полный газ, вихри снега. Мы толкаем самолет, и он срывается, уходя от нас в снежной туче. Стронуться удалось только с третьей попытки — без кувалды и домкрата отрыв очень сложен. Самолет, уйдя от нас, разворачивается и бежит обратно. Наша задача — на ходу по спущенному трапу вскочить внутрь. Ветер срывает с ног, снег забивает глаза, уши. Но все в самолете, последнего втаскиваю за ворот. Это Ваня Ки-станов. Полный газ, мы в воздухе. Рация исправлена, но не 11-СК-1, а «Баян». Даем погоду. Держим связь с Рудольфом. Оказывается, Н-170 идет обратно, находится уже на широте 84°. Нам приказывают немедленно возвращаться на Рудольф, пока не закрыл его туман. Идем над морем Королевы Виктории, в воздухе уже б ч 15 мин. Обнаруживаем, что островов Эдуарда и Гарм-суорта в действительности не существует, хотя они и есть на всех картах. Идем домой, задание выполнено. К северу исключительно ясно. Виден остров Рудольфа, хотя до него более 130 км. Под нами торосистые поля льда. Садимся на Рудольфе. Водопьянов уже здесь, рядом с другими самолетами. Н-170 в воздухе был 10 ч 02 мин. Самолет Леваневского не обнаружен. *

8 — 9 октября. Отдыхаем впервые за месяц. Пурга.

10 октября. Пурга. Водопьянов заявил, что Н-170, Н-171 и Н-172 на поиски больше не полетят.

Машины не оборудованы для ночных полетов, а Н-169 и того хуже.

На смену идет отряд Чухновского. • * *

Вот в какой обстановке развертывались поиски экипажа Сигизмунда Леваневского.

А с отрядом Б. Чухновского приключился еще более невероятный казус. До мыса Желания на Новой Земле, несмотря на сложность погоды, полет проходил нормально. Но на последнем этапе, при перелете к острову Рудольфа, откуда должны были начинаться поиски, отряд бесследно исчез.

Мы ждали. Чухновский сообщил, что через полчаса все три самолета Прибывают на остров Рудольфа. В указанное время самолеты, однако, не прибыли. Вскоре нам сооб-

Скромная памятная табличка, поставленная в 1939 году (снимки сделаны тогда же) на берегу озера Се-рен-Кюэль. Но речь в ней идет совсем о другом самолете...

Табличка прикреплена к пропеллеру, который хорошо виден игдали, От надписей остались к настоящему времени один фрагменты. Сразу и не разберешь номера самолета, фамилий членов экипажа...

щили по радио, что из-за погоды вследствие закрытия туманом купола Рудольфа они благополучно произвели посадку на необитаемом острове Джексона, находящемся в 40 км южнее. Радиосвязь с отрядом была нормальной, на самолетах был месячный запас продовольствия и все необходимое для жизни в условиях наступившей полярной ночи с ее стужей и метелями. /

Однако, как только наступила летная погода, мы начали поиски. Но... на острове Джексона "самолетов не оказалось1 Не был? их и на других островах архипелага.

Шли дни, десятки дней. С отрядом была ежедневная регулярная связь. Вскоре снегопады покрыли лед купола глубоким снежным покровом, и самолеты Чухновского уже не могли взлететь, так как были на колесных шассн. Экипажи

54