Техника - молодёжи 1986-01, страница 8

Техника - молодёжи 1986-01, страница 8

Судьба другого самодеятельного коллектива, причем из того же Куйбышева,— «Аэропракт» складывается гораздо драматичнее. В прошлом году самую высокую оценку специалистов получил их учебный самолет с разрезным крылом А-6 «Белый». И вдруг...

— Разбился наш парень на «Белом». Подвел мотор. Он бы мог сесть и с неработающим мотором, но решил, видимо, дотянуть до нашего поля, потерял на развороте скорость и сорвался в штопор,— рассказывает Юра Яковлев о беде, обрушившейся на «Аэропракт».

Да, это большая беда, и в ней как в капле воды отразились трудности, переживаемые энтузиастами-авиа-торами. Все согласны, что «само-дельщиков» надо учить летать, но никто этого не делает. Все говорят о том, что спортивной авиацией надо заниматься всерьез — недаром даже члены сборной команды страны по высшему пилотажу в надежде на энтузиастов поведали им о своих нуждах, а уже вполне сложившийся конструкторский коллектив «Аэропракта» со своим самобытным почерком находится сейчас на грани роспуска. А ведь их интереснейший самолет А-8 специалисты решили тщательно исследовать по всем правилам авиационной науки.

Два коллектива в одном и том же городе... Кто и когда займется ими? Минавиапром? ДОСААФ?

Припомним призеров предыдущих смотров. Мотодельтапланы МИИГА более пяти лет проходят «успешные испытания» в разных отраслях народного хозяйства. Их хвалят геологи, хотят приобрести работники лесоохраны, совхозы Подмосковья, но... Дальше разговоров дело не идет.

Такая же судьба у мотодельтаплана ХАИ-27: после «блестящих испытаний» над полями Краснодарского края его чертежи осели где-то в недрах бывшего Министерства сельского хозяйства РСФСР Интересно, что ждет машины — победители СЛА-85?

В этом плане особенно трудно конструкторам, создающим аппараты в индивидуальном порядке, так сказать, «личникам». Немало порогов обил Чесловас Кишонас из Каунаса, пытаясь организовать серийное производство мотопланера «Гарнис», который был спроектирован и построен им совместно с из

вестным литовским авиаконструктором Б. Ошкинисом, автором знаменитой «Брошки». Кишонас, пожалуй, наиболее типичный представитель авиаторов-энтузиастов, которые стремятся сделать свои летающие «детища» достоянием общества, коллектива, но, увы, не могут. Более того, создав однажды удачную, хорошо летающую машину, такой авиатор зачастую теряет стимул к созданию новых образцов ему есть на чем летать, да и ресурсы человека, как материальные, так и физические, естественно, не безграничны.

Как видим, проблемы, поднятые еще на первом СЛА-83, по-прежнему остались. Более того, они становятся острее. Трагедия в Куйбышеве свидетельствует — откладывать их решение больше нельзя.

Пока идет анализ и обсуждение проблемы, авиаторы-любители не сидят сложа руки. Люди пытаются объединиться, создают клубы и коллективы, понимая, что это единственный путь для дальнейшего развития. Летом 1984 года по инициативе прибалтийского центра СЛА, созданного недавно авиалюбителями в Риге, в Каунасе был проведен свой региональный смотр-конкурс. Он выявил несколько десятков самодельных аппаратов, вокруг которых группируются сотни энтузиастов. Сейчас речь идет об их объединении в клуб. Пока не от хорошей жизни он базируется на спасательной станции литовского яхт-клуба, где работает Ч. Кишонас: «Наша первейшая задача — наладить регистрацию аппаратов, определить степень их летной годности с помощью техкома, который мы намерены создать при республи-

Летающая копия самолета «Демуазель».

канской федерации авиационного спорта. Решить вопрос обучения любителей управления самолетом, как мы надеемся, поможет аэроклуб ДОСААФ».

Есть одна категория авиаторов-энтузиастов, для которых многие проблемы решены. Речь идет о студенческих конструкторских бюро. Очевидно, что практика самостоятельной работы для будущих авиаконструкторов чрезвычайно важна, поэтому студентов авиационных вузов, любителей-«специалистов» надо ориентировать на обязательное участие в конкурсе, поскольку именно в их руках будущее нашей авиации. Пока же среди участников смотров только два студенческих КБ — из Харьковского и Куйбышевского авиационных институтов. А остальные? Ведь где, как не в самостоятельной работе, проявляются не только конструкторские и инженерные, но и организаторские способности будущего специалиста. Да и среди организаторов и учредителей смотров-конкурсов самодеятельных конструкторов было бы приятно увидеть представителей Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Жаль, что на СЛА-85 не было никого из авиационного музея в Мо-нине. Как подчеркивал его начальнике. Я- Федоров, музей испытывает серьезные затруднения с пополнением коллекции историческими самолетами и их полноразмерными копиями. Но ведь воссоздание таких машин тоже оказалось посильным для энтузиастов. Так, рижанин