Техника - молодёжи 1988-02, страница 29

Техника - молодёжи 1988-02, страница 29

Aik

ИЩИ ИСТОРИЧЕСКАЯ

СЕРИЯ

НАСЛЕДНИК

В 1911 году в Петербурге торжественно открыли памятник экипажу миноносца «Стерегущий», героически погибшего в 1904 году под Порт-Артуром. Сотни горожан и военных заполнили сад напротив Петропавловской крепости и часть Каменноостровского (ныне Кировского) проспекта, а на Неве выстроились боевые корабли российского флота. Среди них был и эскадренный миноносец «Стерегущий», по стародавней флотской традиции унаследовавший имя легендарного корабля.

История его началась еще в русско-японскую войну, когда вести о первых боевых потерях Тихоокеанской эскадры всколыхнули общественность страны. Пошли добровольные пожертвования на строительство новых кораблей, и уже в феврале 1904 года был официально учрежден «Особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования». Ему разрешалось не только собирать средства от населения, но и «входить в соглашение с ведомствами относительно употребления приобретенных им судов для военных целей», а образованному в составе комитета Морскому техническому отделу вменялись в обязанности разработка и рассмотрение проектов, заключение контрактов с судостроительными заводами, наблюдение за изготовлением, испытаниями и сдачей заказов.

Прежде всего решили заложить серию миноносцев увеличенного по сравнению с «Соколом» (см. № 1 за 1988 год) водоизмещения, с усиленным вооружением — минных крейсеров. Не теряя времени, Особый комитет воспользовался проектом германской фирмы «Вулкан», обозначенным для секретности «паровой яхтой водоизмещением в 500 т». Документацию передали частному судостроительному заводу «Ланге и сын» в Риге, а «Вулкану» негласно передали заказ на механизмы, котлы, штевни и все дельные вещи для кораблей, которым предстояло усилить Тихоокеанскую эскадру.

В честь пожертвователей минным крейсерам дали названия «Украйна», «Войсковой», «Трухменец», «Казанец», «Забайкалец», «Донской казак» и, в память о погибших кораблях-артурцах, «Страшный» и «Стерегущий».

Минный крейсер «Стерегущий» (с 1907 года перечисленный в класс эскадренных миноносцев) заложили 7 августа 1904 года, 21 июля следующего года спустили на воду, а летом 1906 го

да на нем подняли Андреевский флаг.

Сталь для корпуса, спроектированного «для достижения возможно большого соединения крепости, скорости, поворотливости и устойчивости», была особой выделки и лучшего качества. 6-миллиметровые (в оконечностях 4-миллиметровые) листы обшивки крепились 2—3 рядами заклепок, толщина листов верхней палубы достигала 4—7 мм. Непотопляемость корабля обеспечивали 9 водонепроницаемых переборок.

Энергетическая установка состояла из 2 четырехцилиндровых машин тройного расширения, приводивших во вращение 2 трехлопастных, из бронзы, гребных винта диаметром по 2,8 м, а пар для машин вырабатывали 4 водотрубных котла системы Нормана. Два турбодинамо мощностью по 16 кВт давали электроэнергию для освещения двух боевых фонарей (прожекторов) и радиотелеграфа.

Первоначально минно-артиллерий-ское вооружение «Стерегущего» состояло из двух 75-мм орудий со стволами длиной в 50 калибров на станках системы Металлического завода, четырех полуавтоматических пушек и двух одинарных торпедных аппаратов «для мин последнего образца в 45 см». Зимой с 1909 на 1910 год «Стерегущий» вооружили двумя новыми 102-мм патронными орудиями Обуховского завода, выполнив тем самым требование командующего Морскими силами Балтийского моря, адмирала Н. О. Эссена — «суда дивизии эскадренных миноносцев должны быть перевооружены артиллерией, отвечающей их назначению». Заодно сняли малокалиберные пушки, кроме салютной 37-миллимет-ровки.

При очередном ремонте на эсминцах этого типа громоздкие дефлекторы, по которым шел воздух в котельные отделения, заменили компактными, грот-мачту сдвинули к кормовому мостику, на который с носового перенесли прожекторы, на дымовых трубах установили козырьки. В 1916 году «Стерегущий» вновь модернизировали, сняв носовое орудие и поставив на юте три 102-мм пушки, а у гакаборта 40-мм «аэропушку Виккерса».

В первую мировую войну «Стерегущий» ходил в дозоры, ставил мины во вражеских водах, выслеживал кайзеровские субмарины, охранял свои боевые корабли и транспорты.

В феврале 1917 года экипаж «Стерегущего» единодушно приветствовал свержение самодержавия, а в августе заявил о полной поддержке Советов. Но война продолжалась, кайзеровский флот рвался в Рижский залив. Путь ему преградили революционные балтийцы. «Матросы докажут всему миру, что революционный флот, защищая революционную Россию, не отступит перед флотом германского империализма» — так решил 2-й съезд моряков Балтфлота. И «Стерегущий» сражается с превосходящими силами противни

ка в Ирбенском проливе и на Кассар-ском плесе. В октябре команда эсминца, вместе с Минной дивизией, приветствует победу Советской власти.

В марте «Стерегущий» стоял на ремонте в Гельсингфорсе, с разобранными, частично отправленными в мастерские механизмами. А к городу приближались отряды белофиннов и германский экспедиционный корпус. Советское правительство решило перевести флот в Кронштадт и Петроград сквозь льды Финского залива.

Для «Стерегущего» героический Ледовый переход оказался вдвойне тяжелым — мало того, что эсминец практически не имел хода, на нем осталось всего восемь моряков!

Из Гельсингфорса он уходил одним из последних, на буксире у минного заградителя «Лена». Едва эсминец отошел от стенки, как в порту появились финские белогвардейцы, стремившиеся любыми средствами захватить советские корабли. Не вышло!

Но на этом испытания не кончились. В море льдина пробила обшивку, в машинное отделение «Стерегущего» начала поступать вода. Немногочисленной команде пришлось разделиться на вахты: двое стояли у штурвала, в продуваемой всеми ветрами рубке, двое других откачивали воду из трюма, а четверо остальных пытались хоть немного отогреться в заиндевевшем кубрике, чтобы вскоре сменить товарищей. На исходе третьих суток похода «Стерегущий» навалило на затертый льдом транспорт «Печора». Пришлось всем вместе заделывать новую пробоину — хорошо еще, что поблизости оказалось спасательное судно «Невка».

И все-таки «Стерегущий» пришел в Кронштадт. «Те огромные труды, которые положила маленькая команда «Стерегущего», не пропали даром,— писал участник Ледового похода П. Стасевич.— Благодаря им корабль не остался там, где бы он мог быть отремонтирован и включен в состав флота белой Финляндии. Пушки, радиостанция и часть механизмов «Стерегущего» послужили для вооружения судов, которые доблестно защищали Советскую республику в 1918—1920 годах».

А что же сам «Стерегущий»? После Ледового похода его перевели из Кронштадта в Петроград, на Балтийский завод — для восстановления. Этому помешала гражданская война, развязанная против молодой Страны Советов белогвардейцами и интервентами. Эсминец пришлось сдать на долговременное хранение в порт. После гражданской войны комиссия обследовала старые боевые корабли. Часть их решили модернизировать, а другие признали устаревшими и, исключив из списков флота, передали на разборку. Так, в 1924 году, и «Стерегущий» закончил службу в отечественном флоте.

Павел ВЕСЕЛОВ, истории

27