Техника - молодёжи 1988-12, страница 17

Техника - молодёжи 1988-12, страница 17

Ложка

Александр ПЛИСКО,

наш спец. корр.

Фото Л. ВЯТКИНА и Р. СТРИКАУСКАСА

У постороннего человека региональный слет СЛА «Прибалти-ка-88», проходивший в литовском городе Биржай, особого интереса не вызывал. Казалось, что жизнь в палаточном городке, разбитом на краю аэродрома ДОСААФ, да и рядом, на стоянке самоделок, еле теплилась.

Сойдутся несколько человек у самолета, поговорят, неторопливо поспорят и разойдутся. Изредка аэродромную тишину разорвет гул мотора — летчик-испытатель выводит на рулежку или в полет очередной аппарат. Тогда появится с десяток зрителей, но умолкнет мотор, и опять тишина, безлюдье, столь несвойственные слетам. Впрочем, все объяснилось просто: Биржай — городок небольшой, участников приехало немного, да и самоделок, которые могли бы вызвать ажиотаж, практически не было. Конструкции-лидеры уже выставлялись прежде: и «Экзотика», и «Махаонас», и «Ни-да» — прошлогодние призеры тушинского СЛА («ТМ» № 12 за 1988 год), другие же аппараты с ними не конкурировали.

Пожалуй, исключение составлял только гидросамолет Юзаса Качаус-каса «Вандянис». Он широкому кругу читателей не знаком, хотя и построен относительно давно, в 1982 году. Это же можно и сказать и о мотодельтаплане «Виктория» Йозаса Лекиса. Он демонстрировался на киевском смотре-конкурсе («ТМ» № 1 за 1986 год), но в то время требовал серьезной доделки. Что же касается воздушного шара, создан-

дегтя

ного в городе Йоново группой энтузиастов под руководством Леонаса Симнишки, то он лишь свидетельствовал о том, что движение СЛА находится в постоянном поиске и у него появилась еще одна грань — воздухоплавание.

Словом, подытоживая увиденное, можно согласиться с мнением председателя техкома Е. Н. Коваленко: «Если для республики биржайский смотр-конкурс — заметный шаг вперед, особенно в деле подготовки кадров, то в масштабах общесоюзных его уровень довольно средний».

Сама по себе оценка не такая уж и плохая, и благополучно вписался бы этот конкурс в ряд других региональных мероприятий, но...

Последний день всякого конкурса СЛА по традиции завершается показательными полетами. Однако капризная прибалтийская погода преподнесла собравшимся сюрприз — низкая облачность, дождь. Съехавшиеся зрители устраивались как могли — в здании аэроклуба, в автомашинах, даже в ларьках, временно установленных предприимчивыми кооператорами.

Но после обеда тучи разошлись, выглянуло солнце... Достаточно быстро прошла процедура награждения победителей конкурса: были вручены призы, сказаны подходящие торжественному случаю слова. Небо над головой начали резать с легким шипением планеры биржай-ского аэроклуба, делая вступительные аккорды авиационного праздника. На окраине аэродрома зарокотали двигатели самоделок.

Третьим по счету в небо ушел «Махаонас», пилотируемый конструктором Альгирдарсом Лукошави-чусом. Уже старт в сторону стоящих у кромки летного поля зрителей был нарушением, но тогда на это особого внимания не обратили. А между тем

пилот, словно задавшись целью продемонстрировать высокие летные качества аппарата, продолжал нарушать правила безопасности в воздухе, явно предпочитая низкие высоты и крутые виражи. На одном из них «Махаонас» дернулся, будто подстреленный, и, вмиг обессилевший, еще мгновение назад подвластный человеку, бумажным змеем скользнул к земле. Захлебнулся при ударе мотор, и над аэродромом повисла гнетущая тишина

Казалось, остановилось время, хотя замешательство и длилось считанные секунды. Вдруг заплакала женщина, и это как бы послужило сигналом с действию — люди бросились к месту падения самолета. Примчалась «Скорая помощь». Находившегося без сознания пилота осторожно уложили на носилки и увезли в больницу. Остатки «Махао-наса» перетащили в ангар. Так закончился региональный конкурс «Прибалтика-88». Для всех, кроме технической комиссии,— ей предстояло определить причину аварии.

Члены техкома достаточно быстро пришли к единому мнению, что техника в данном случае не подвела. Значит, ошибка пилота? Но версия требовала подтверждения. Все думали, что с этим проблем не будет, десятки людей фотографировали показательные полеты, снимали кино- и видеокамерами. Но только одному из операторов Литовского ТВ удалось запечатлеть последние мгновения полета «Махаонаса».

Достаточно было даже беглого просмотра видеозаписи, чтобы убедиться — авария произошла из-за серьезных ошибок пилота. Я попросил прокомментировать его действия двух членов технической комис-

Стартует «Махпонес», признанный лучшей конструкцией на Всесоюзном смотре-конкурсе СЛА-87, проходившем в Москве. В Биржае он также получил первую премию. На фотографии запечатлен последний старт аппарата — до катастрофы остались считанные минуты.

15