Техника - молодёжи 1996-09, страница 63

Техника - молодёжи 1996-09, страница 63

нер английской фотографии Талбот или на мокрых колло дионных стеклянных пластинках, как английский скульптор и изобретатель Скотт Арнер.

По сути, принципиальной основой всех фототехнологий до сих пор остается изобре ение английского врана Р.Меддокса (1816 —1902), которыйв1871 г. опубликовал результаты своих опытов с бромосеребряными желатиновыми эмульсиями. До этого всякий фотограф должен был сам изготовить светонувст вительный материал и нанести его на стеклянную основу непо-средс венно перед съемкой. Теперь же стало возможным заранее производить и достаточно долго хранить в сухом виде необходимые для съемки компоненты.

Таким образом, только изобретение Медцокса позволило наладить промышленный выпуск фотоматериалов и освободило фотомастеров от чисто подготовительных операций, ос авив за ними соб твенно ворческие. В итоге фотодело, с одной стороны, породило но вую отрасль индустрии, а с другой — стало общедоступным увлечением. Уже в 1874 г. Модели в Ливерпуле открыл первую в мире фабрику сухих фотоматериалов, а через несколько лет по всей Европе они исчислялись десятками.

В России горячим пропагандистом новых фототехнологии выступил Л.Варнерке (1837— 1900). Его настоящее имя — Владислав Малаховский. Будучи участником польского восстания 1863 — 1864 гг., он эмигрировал во Францию, но в 80-х гг. вернулся в Россию крупнейшим знатоком в области фотографии. До-с аточно сказать, что Варнерке сконструировал первый катушечный фотоаппарат с ролико вой кассетой и разработал для нее фотоматериал — желати

нированную бумажную ленту со съемным бромосеребряным коллоидным слоем.

Энтузиас изобретатель сумел объединить вокруг себя фотомастеров, ученых, фотолюбителей и добиться создания нового, пятого отдела Русского Технического Общества — «Светопись и ее применения». Варнерке путешествовал по стране, читал лекции об успехах новой фотографической техники, демонстрировал аппарату

ру, обучал желающих приемам фотографирования. И его энергичная пропаганда меддок ова изобретения не пропала даром. Еще в 1881 г. немец Фелиш открыл первую русскую фабрику сухих фотома ериалов. Вскоре в Петербурге сам Варнерке и его компаньон Срезневский основали фабрику сухих фотобумаг. А к концу века сухие фотопластинки в России выпускали фабрики «Ирис», «Вся Россия» и «Победа». □

В. Прядильщиков, инженер

Бывает же такое! НОТЫ «ДО» И «СИ» МЛАДШЕ ОСТАЛЬНЫХ НА 600 ЛЕТ

Кто задумывало откуда взялись названия нот — те самые ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, которые у всех на слуху с детских лет? Оказывае ся, так наименовал их еще в XI в. бенедиктинский монах Гвидо д'Ареццо, предложивший одновременно и систему линий для обозначения высоты тонов. Причем, что ка ается названий, музыкальный монах не стал ничего выдумывать, а воспользовался латинским гимном-молитвой, в которой тогдашние певцы просили святого Иоанна Крестителя сохранить их голоса от хрипоты. Слова этой молитвы звучали так: УТ квеант лаксис РЕцитаре фибрис МИра ге торум ФАмули туорум СОЛЬве поллюти ЛАбии реатум, Санкте Иоаннес. Предупреждаем, что буквальный, подстрочный перевод выглядит почти головоломкой ибо исходный текст полон самых прихотливых инверсий — перестановок слов во фразе Но понять все же можно:

ч обы смогли расслабленные / воспеть струны / чудные деяния, / слуг твоих / разреши оскверненных / уст грех, / Святый Иоанне.

Выделенные начальные слоги и стали названиями нот от УТ до ЛЯ. Что касается седьмой ноты, названной позже СИ по заглавным буквам слов Санкте Иоаннес, то долгое время она считалась «неправильной» и изгонялась из церковного пения. Лишь в XVII в.в связи с переходом от шестизвучия к системе октав СИ заняла свое мес то в нотной азбуке. В XVII же веке появило ь и новое имя для ноты УТ — ДО. Считается, что его предложил флорентийскии музыкант Дж.Дони (1594 — 1647): огорченный недостаточной звучностью слога УТ, он заменил его первым слогом своей собственной фамилии! □ Т.Соколова

Неизвестное с б известном ЗА 32 ГОДА ДО РЕЗЕРФОРДА

То, что все вещества состоят из мельчайших частиц, естествоиспытатели предполагали со

времен Демокрита. Многие еще и в XVIII—XIX вв. пытались представить себе эти частицы — атомы — в виде шариков, кубиков, многогранников, сцепляющихся в более крупные молекулы с помощью крючочков и петелек. Но в то время, когда серьезные западные исследователи еще разрабатывали подобные примитивные модели, известный русский химик Николай Николаевич Бекетов (1827 — 1911) постепенно пришел к выводу: атомы должны быть не только составными, но иметь еще притом планетарно строение, то есть их субчастицы должны вращаться относительно дру друга!

То, что субатомные частицы не могут быть статическими, жестко фиксированными системами, он осознал, исследуя тепловые эффекты химических реакций. Если при соединении, скажем, атомов калия и хлора выделяется теплота, то ей неоткуда взяться, кроме как из них самих. А значит, каждый атом должен быть аккумулятором кинетической энергии, то есть энергии механического движения одних его частиц относительно других.

Как же должен выглядеть подобный атом? Еще в 1865 г. Николай Николаевич в своей докторской диссертации провел акую аналогию Движение отдельных частиц играет роль силы отталкивательной, препятствующей большему их сближению, и потому по мере утраты этого движения притягательная сила все более и более сближает частицы (не то ли мы видим в строении солнечной системы: разве не движение планет препятствует им упасть на Солнце?)».

Позднее эта догадка уточнялась, конкретизировалась, и в 1879 г. оформилась в планетарную модель атома. «Мы должны, — писал Бекетов, — ...самую химическую энергию рас-матривать как известное количество движения, присущее элементам. Допустив это раз, мы должны будем сделать предположение, что атомы всех элементов находятся в постоянном необыкновенно быстром движении и ...представляют подвижные системы наподобие нашей солнечной системы».

Такое воззрение позволило ученому не растеряться перед открытием радиоактивности, озадачившим, как известно, самого Д.И.Менделеева. В 1907 г. на I Менделеевском съезде Николай Николаевич объяснял радиоактивность тяжелых элементов тем, что по мере укрупнения убатомных частиц энергия их вращения становится столь большой, что силы взаимного притяжения уже не могут удерживать их вместе. Атомы сверхтяжелых элементов «могут получить свойства к саморазрушению, сопровождающемуся постоянным выделением энергии. Радий, вероятно, и

стоит на этом пределе в ряду щелочно-земельных металлов»

Этот вывод — предел того, что мог дать классический подход. Для более углубленного познания атома требовались иные взгляды, иные методы. И они не заставили себя ждать. В 1911 г., в год смерти Бекетова, английский физик Э.Резер-форд предложи планетарную модель атома (положительно заряженное ядро и вращающиеся вокруг него отрицательные электроны), основанную на квантовых представлениях. Так физика обновила химию, но — отняла у нее атом! □

Г. Владимиров, инженер

Копилка идей ЧЕРЕЗ 513 ЛЕТ ПРОВЕРИМ...

Среди всевозможных космических циклов, влияющих на земные глобальные процессы, известен так называемый «великий индиктион», с помощью которого римский монах Дионисий Малый в VI в. н.э. вычислил год рождения Христа. Длительность этого цикла — 532 года — есть результат перемножения двух величин: «круга Луны» и круга Солнца». Первый сомножитель равен 19 годам: через столько лет все фазы Луны приходятся на те же числа месяца. Второй составляет 28 лет: по их прошествии все числа месяца приходят я на те же дни недели. Значит, через каждые 532 года одним и тем же числам месяца будут соответствовать и те же дни недели, и те же лунные фазы. Ясно, что именно с такой периодичностью повторяется точное сочетание всех условий, определяющих день Пасхи в данном году: ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Исходя из известной даты Пасхи, к которой традиция относит воскресение Христа, Дионисий и установил искомый год, от которого доныне ведется наше летосч ислен ие...

Но я, вообще-то, о другом. Такое полное совпадение космической обстановки каждые 532 года, как мне казалось, должно активнейшим образом воздействовать на земные процессы — как в живой, так и в неживой природе. И вот однажды мне на глаза попалось летописное сообщение, что в 1445 г. в княжение Василия Темного в Москве произошло чудо невиданное: землетрясение! Я тут же добавил : этой дате <великим индиктион» — и получил 1977 г., памятный всем нам землетрясением, наделавшим в столице немало переполоху. Добавляю еще 532 года и утверждаю: следующее землетрясения в Москве будет в 2509 г. ■

Г.Могилевцев, инженер

Рисунки Вл. Плужникова.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 ' 9 6

61