Техника - молодёжи 2002-08, страница 14

Техника - молодёжи 2002-08, страница 14

ком

и с с и о

Н К А

В МОЗГ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ. ПРИ ХОРОШЕМ КОНТАКТЕ

Какую бы информацию о внешнем мире человек не воспринимал, организм ее всегда превращает в электрический сигнал, который по нервам направляется в мозг. Там специфические нервные клетки сигнал обрабатывают и выдают команды соответствующим «инстанциям». Организм их выполняет и таким образом реагирует на воздействия внешнего мира. Акустический сигнал — не исключение. Раздражение барабанной перепонки превращается в нервный импульс и поступает в мозг. Так мы слышим.

Именно этим механизмом приема—передачи сигналов я и воспользовался. Рассуждал примерно так: организм преобразует акустический сигнал в электрический. А что будет, если провести такое преобразование за пределами биологического сенсора и ввести в него готовый электрический сигнал? Вдруг сенсор его распознает и услышит звук, который вовсе и не был настоящим звуком, то есть колебаниями воздуха? Если это удастся, то польза от такого изобретения будет огромной. Например, для глухих людей.

В ходе экспериментов я случайным образом действительно наткнулся на новый способ преобразования электрического сигнала, позволяющий воспринимать звук посредством контактного датчика.

Вообще-то в середине 1970-х гг. подобные опыты проводили ленинградские биофизики. Они моделировали высокочастотные электромагнитные колебания сигналом звуковой частоты и вводили в среднее ухо пациента. И тот обретал слух.

В отличие от ленинградцев, я сделал такой преобразователь, который способен передавать человеку звук с помощью электрического сигнала, даже если прибор прикреплен далеко от барабанной перепонки: на мочке уха, на голове, на шее и даже на руке. Главное — плотный контакт датчика с кожей. Правда, сила звука оказалась невелика, на уровне негромкого разговора.

Вот как проходил эксперимент, который я поставил на себе.

От электрического источника звукового сигнала — в моем случае это был магнитофон с записью группы «Beatles» — через блок специальной обработки электрический сигнал поступал на закрепленный рядом с ухом датчик. При этом субъективно была воспринята вышеуказанная магнитофонная запись. Качество ее заметно отличалось, причем в лучшую сторону, от того, как если бы ее воспроизводил обычный акустический преобразователь с динамиком. Изменение места крепления датчика (в каждом случае плотно прижатого к коже) слабо влияло на громкость принимаемого сигнала. Даже когда датчик находился на руке, сигнал, при условии хо

рошего контакта, воспринимался достаточно разборчиво.

Попытки обнаружить возможную акустическую компоненту сигнала сверхчувствительным микрофоном оказались безуспешными Оставалось только предположить, что электрический сигнал попадает в мозг по нервным путям, минуя обычную в таком случае биологическую стадию преобразования акустических импульсов в электрический ток, распространяющийся от сенсора Мозг же

непосредственно идентифицирует и воспринимает этот сигнал.

Таким образом, возникает перспектива создать целую серию подобных устройств. Ведь схожим образом можно передавать в мозг не только звуковую информацию, но и визуальную, тактильную, обонятельную и какую-либо другую. Достаточно лишь знать механизм обработки исходной информации и правила преобразования ее в электрический сигнал. Этот алгоритм и составляет мое главное ноу-хау. □

В. ТОПОРОВ, г. Самара

ЛУЧШИЙ ДРУГ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГОСТАЕВ

Его дубовые конструкции неизменно привлекают своей изощренной бесхитростностью. Вот новое произведение Владимира Михайловича — буксировщик на базе бензопилы, с дубовым редуктором и клиноременной передачей Для него подойдут отечественные «Дружба», «Тайга» или, на худой конец, шведская «Хугскварна».

— Рассчитал валы (они, конечно, стальные), выточил на токарном станке шкивы из промасленного дуба, придумал и сделал простейшее устройство для натяжения ремней, собрал все опять же в дубовом коробе — механизм готов, — рассказывает мастер. — Первый экземпляр делал полдня (ил. 1). Теперь по чертежам такие буксировщики можно «клепать» десятками в день. Стоит мой редуктор недорого, а «стоять», в смысле работать, будет «вечно» — у движка ресурса не хватит. По простоте и весу — устройство на порядок лучше металлического (ил. 2). Коэффициент редукции — 27 (3x9), следовательно, на ведомом валу момент такой, что на минимальных оборотах

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 8 ' 2 0 0 2

12

буксировщик прет, как танк. На роликах спортсмен, сидя на дышле с перемычкой, может развить скорость, немыслимую для коньков (ил. 3), а на лыжах по мокрой траве — 20 км/ч (ил. 4) Для тренировок горнолыжникам — больше и не надо.

А какие крепления для лыж придумал Легостаев! Они вытачиваются под персональный размер кроссовок. Маркер — всего лишь перемычка на носке (ил. 5). При падении спортсмена лыжи просто слетают с ног.

Для езды по снегу у буксировщика Легостаева — дубовые колеса (ил. 6). На них — и по льду, и по грунту не тряско, по укатанной же лыжне это не езда, а полет.

Замените одно колесо на гибкий вал, поставьте абразивный диск (либо алмазный — для резки чего угодно) — и пилите, сверлите на здоровье.

Такой вот универсальный буксиров-щик-распиловщик получился.

Но чтобы сделать дубовый редуктор, нужно много чего знать. Ноу-хау у Легостаева стоит недешево, зато и эффект немал. □

Юрий ЕГОРОВ, фото автора

ЗАЩИТА МЕХАНИЗМОВ ОТ ИЗНОСА

Предлагается принципиально новая технология защиты от износа узлов трения в механизмах любой сложности на основе интерактивных препаратов, получившее название «Универсальный оптимизатор — 03» (УО-ОЗ).

Суть обработки заключается в доставке и закреплении на изнашиваемых поверхностях деталей некоего состава, который при самых жестких нагрузках обеспечивает безопасность их эксплуатации. Отличительной особенностью этого состава является его способность образовывать в местах трения и вибрации демпфирующий слой из смеси металлсодержащего продукта износа и фторсодер-жащего компонента. На ил. 7 (с. 14) схематически показано состояние узла трения при применении «Универсального оптимизатора 03»: а — микрорельеф поверхностей сопряженных деталей; б — возникновение пленки, состоящей из продуктов их износа, покрытых граничным адсорбционным слоем поверхностно-активного смазочного материала; в — образование «нового» сплошного анти

- -чш

' ' -.V w

ЯГ"-—