Техника - молодёжи 2003-01, страница 53

Техника - молодёжи 2003-01, страница 53

или охранники «частников». Так что версия о том, что неисправную торпеду не выгрузили с «Курска» из-за технического состояния базы, представляется мне вполне достоверной...

В 1959 г., после успешных испытаний модели подводной лодки ШОС с крылатыми движителями, представлявшей собой одноместную карликовую субмарину длиной 5 м и диаметром 1 м (см. «ТМ», № 1 за 2001 г.), я и мои товарищи Одинцов и Соколов были назначены в НИИ-1 ВМФ. В институт передали и модель ШОС с документацией. По инициативе известного подводника, Героя Советского Союза контр-адмирала Н.Лунина провели ее демонстрацию для начальника АСС вице-адмирала Чикера и ведущих специалистов. Моделью управлял я.

Динамические и маневренные возможности ШОС были показаны на акватории одного кронштадтского форта при волнении 3 балла и произвели сильное впечатление. Помню, Чикер долго стоял под дождем и ветром на корме уходившего в Ленинград катера и смотрел на ШОС, которая лагом подошла к судну-базе, застабилизиро-валась в 2 м от борта под носом стрелы крана и была поднята на борт.

В 1970 г. мы приступили к работе над глубоководным аппаратом ОСА-3-600 (см. «ТМ», № 8 за 2001 г.). Мне было 38 лет, и мои однокашники служили на флотах и военпредами на предприятиях министерства судостроительной промышленности, занимавшихся созданием подводной техники, в том числе спасательной. Они всячески помогали, но не воспринимали самой идеи стабилизированных аппаратов и выгод применения на них малогабаритной, легкой и надежной авиатехники. А в министерстве и вовсе отвергали эту идею и продолжали проектировать подводные аппараты как уменьшенные копии обычных субмарин. Совершать на них прогулки было можно, но они не годились для экстренных сложных спасательных операций, требующих точной стабилизации при сильных знакопеременных течениях в возмущенном придонном слое.

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ вполне реально создать поисковые, водолазные и спасательные средства, которые обеспечили бы полный успех операции, подобной «курской», в режиме напряженной, но нормальной работы, а не подвига. Именно такое средство я и предлагаю вниманию читателей «ТМ».

Спасательный аппарат спроектирован на основе трехместного ОСА-3-600, рассчитанного на глубину погружения 600 м и прошедшего в 1975 — 1976 гг. государственные испытания. На фланцах, приваренных к сферическому прочному корпусу, в герметичных цилиндрах размером по 90 мм, находились 4 крыльчатых движителя диаметром по лопастям 700 мм. Электроприводы помещались в емкостях с изолирующим от воды авиационным

керосином марки Т-1. Нам удалось решить все проблемы зависания аппарата у дна или объекта и точной посадки на него при знакопеременных течениях со скоростями 2,5 — 3 узла в возмущенной среде, даже если его дифферент и крен достигали 70°. Несмотря на то, что в 1958 — 1959 гг. успешно испытали ШОС, а в 1970 — 1975-х — ОСА-3-600, обладавшие отличной маневренностью и способностью позиционироваться в нужном месте, опыт их разработки не учли авторы спасательных аппаратов. И после гибели «Курска», чтобы показать, каким могло бы быть подобное средство, я подготовил аванпроект пятиместного аппарата СПАСП-5-40-1000 (последняя цифра — глубина погружения), который при одном погружении принимал бы 40 подводников. В экипаже могли быть командир, механик, врач-физиолог, водолаз-инструктор и оператор.

Корпусу СПАСП придана форма сплюснутого эллипсоида с вертикальной осью симметрии, из которого вверх выступает сферический отсек управления, а вниз — подобный шлюзовой с полусферической камерой присоса. Основой конструкции является сферический отсек спасения диаметром 4 м и свободным объемом 23 м3, в который встроены отсек управления (диаметр 2,3 м, объем 6,3 м3), тороидальный энергетический (1,35 м, 19 м3), шлюзовой (1,6 м, 1,6 м3) с камерой присоса (1,6 м), имеющей цилиндрическую юбку высотой 250 мм. В нижней части юбки предусмотрено уплотнение, обеспечивающее герметичность при посадке на комингс-площадку аварийной подводной лодки. Люки отсеков управления и шлюзового снабжены открывающимися наружу крышками. После посадки и откачки воды из камеры присоса и надлюково-го пространства обе субмарины сравнивают давление в них, и подводники переходят в отсек спасения, где размещается 36 человек и еще 4 в шлюзовой камере, которая превращается в декомпрессионную. Давление в ней снижается при всплытии и подходе к судну-базе. Подъем с глубины 1 км на самом полном, полном и крейсерском ходах занимают 17, 19 и 25 мин.

Стабилизация аппарата в 6 степенях свободы осуществляется 4 крыльча-тыми движителями диаметром 1 м, размещенными в отсеках диаметром по 1,2 м, установленных по взаимно-перпендикулярным осям симметрии. Мощность приводов движителей (по 100 л.с.) дает суммарный упор на швартовых в 4 тыс. кг. И СПАСП способен перемещаться под водой подобно вертолету, зависать и садиться на «пятачок» с любыми кренами и дифферентами. При работе манипулятора автоматически компенсируются возникающие реакции, на что не способен ни один из нынешних спасателей. Заполненные авиационным керосином отсеки снабжены сравнивате-лями давления с забортным. Топливо

Т-1 — диэлектрик, обеспечивает надежную работу электроприводов, а его высокая теплопроводность — их охлаждение, оно же увеличивает стойкость и ресурс резиновых уплотнителей.

Для погружения и всплытия служат 4 балластные цистерны объемом по 4 м3, 4 группы баллонов с воздухом высокого давления и 16 бункеров с твердым балластом. Водяная уравнительная система состоит из тороидальной цистерны емкостью 4 т и двух водяных насосов и предназначена для возмещения массы принятых подводников.

Отсек управления по размерам, компоновке и оборудованию подобен прочному корпусу ОСА, отличаясь только толщиной обшивки. У командира и механика — компьютеры автоматизированного управления движением и стабилизацией, навигационная аппаратура, датчики курса, дифферента и крена, угловых и линейных скоростей и ускорений, глубины, расстояния до грунта и подводных объектов. Данные о работе механизмов и систем и обстановке за бортом выводятся на дисплеи. Гидроакустика дальнего (до 2000 м) и ближнего (20 — 50 м) обнаружения с точностью 5 — 10 см вырабатывает сведения о дальности до целей и их глубине, что необходимо для точного наведения спасателя и его посадки на люк. 20 малогабаритных телекамер и 45 забортных светильников автоматически обеспечивают обзор при движении, выводя «картинки» на дисплеи.

СПАСП предполагается оснастить средне- и коротковолновыми радиостанциями, установкой звукоподвод-ной связи, внутренним переговорным устройством, ходовыми огнями и аварийным проблесковым маяком.

В отсеке спасения будут установлены компьютеры управления манипулятором и роботом-разведчиком, а также регулированием состава дыхательной смеси. В ЭВМ врача введут данные по подводникам и программы декомпрессии и оказания медицинской помощи. Для спасенных предназначены две кольцевые скамьи: на крыше уравнительной системы — для 19 и выше — для 17. Здесь же будут размещены 4 регенератора для очистки воздуха и 12 шаровых баллонов с дыхательными смесями и воздухом высокого давления.

В распоряжении оператора — электрогидравлические манипуляторы грузоподъемностью 80 и 1000 кг со светильниками и телекамерами и сменными наборами инструментов. Еще два манипулятора должны быть в камере присоса для срыва заклиненного люка субмарины. Кроме того, он выпускает из особого контейнера малогабаритный телеметрический аппарат-разведчик (МТПА-Р) длиной 600 мм, диаметром 300 мм и весом 35 кг со светильниками, телекамерами, батометрами для забора проб воды, радиометром и водометным движителем с 16 соплами. Он связан с аппаратом 250-метровым тросом и предназначен

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2003

51