Юный техник - для умелых рук 1975-04, страница 4Для школьного оркестра с тремя грифами Перед вами трио. Три музыкальных инструмента. Один из них выглядит совсем необычно. У кего три горизонтально расположенных гитарных грифа. В чем же преимущество такого инструмента перед обычной электрогитарой? По мнению его автора, американского изобретателя Р. Клафа, па восемнадцатистрункой трехгрифовой электрогитаре научиться аккомпанировать значительно проще, чем ка обычной шестиструнной. Идею создания этой гитары автору, очевидно, подсказала конструкция давно существующих аккордеонов и баянов, левая половина которых допускает воспроизведение готовых аккордов с помощью отдельных кнопок. Один ряд кнопок — мажорные, другой ряд — минорные, третий — уменьшенные септаккорды. Точно так же и при игре на гитаре Клафа. Отк, ггые струны каждого грифа настроены в аккорд и поэтому, зажимая их небольшой металлической гребенкой, можно брать мажорные аккорды на нижнем грифе, минорные — на верхнем, а септаккорды — на промежуточном, среднем грифе. Как показывает практика, для сопровождения несложной мелодии вполне достаточно трех аккордов. Но на трехгрифовой гитаре можно не только аккомпанировать, но и солировать. Вам придется не только тщательно разобраться в чертежах и подобрать необходимые инструменты и детали, но и освоить азы музыкальной грамоты. В этом вам помогут специальные самоучители и книги (например, см. Вещицкий «Самоучитель аккомпанемента на шестиструнной гитаре»; Медведовский и Гузевич «Электрогитары», изд-во «Энергия», 1970). В книге Медведовского и Гузевича вы можете почитать о приемах игры на гавайской гитаре, об этапах изготовления простых одногрифовых электрогитар. Важная часть любого музыкального инструмента — корпус. Из толстой фанеры ручной пилой или лобзиком аккуратно вырежьте четыре детали по размерам, указанным на рис. 2А. Куски фанеры должны быть ровные по толщине. В нижней и примыкающей к ней промежуточной деталях стамеской изготовьте паз для электрических проводов (см. рис. 2Б). Склеенный корпус гитары укладывается на ровную поверхность, придавливается грузом и выдерживается в таком состоянии в течение двух дней. Пока клей сохнет, можно заняться изготовлением головок и верхних порожков. Из твердых пород дерева, например дуба или бука, изготовьте брусочки для головки. Тщательно подгоните их друг к другу и просверлите отверстия (см. рис. 2В). Обработанные деревянные детали головки склеиваются так же, как и детали корпуса. На чертеже 2Г указаны размеры порожка. Изготовляется он тоже из твердых пород дерева, желательно дуба. На верхней поверхности порожка устанавливается бронзовый пруток 0 3,2 мм, ка который опираются струны. Делается это так. Возьмите стальную проволоку 0 3 мм. Наложите ее сверху на деревянную заготовку и несильными ударами легкого молотка зачеканьте проволоку на глубину 1,6 мм. После этого проволоку удалите, а в образовавшийся паз вклейте бронзовый пруток. Пруток необходимо нагрузить так, чтобы он полностью углубился в паз заготовки. Через два дня склеиваемые детали освободите от груза. Теперь можно приступать к чистовой обработке. Плоским напильником подравняйте торцы корпуса, головки механизма поднастройки и порожки. Удалите выступивший клей. Наждачной бумагой зачистите острые кромки и поверхности корпуса. Обработанные таким образом поверхности покройте черной нитроэмалью. Дайте краске просохнуть. Покрашенные поверхности зачистите мелкой шкуркой. Затем нанесите новый слой нитроэмали и снова обработайте шкуркой. Проделайте так пять раз, пока не получится ровная, гладкая поверхность. Теперь можно покрывать корпус инструмента бесцветным нитролаком. После этого можно приступать к изготовлению самых ответственных частей инструмента — грифов. Лучшим материалом для них будут сосновые или липовые дощечки толщиной 3,2 мм, без сучков, трещин, однородные по текстуре. детали корпусд бронзовый (я нижний ПРУТОК и порожек у i 1 экрян ядяптерв ^г/ гриф ^ пдялтер^Г* t^^l-1 bef/.ний порожек место для 'держдтеля струн Гб о сНТ 19 ъ-атаЕ?стн9псщвуРЧпЫ ^^nT'^ ■ Ч~Г отверстия для колков Ф 6,4 4 |