Юный техник 1962-01, страница 63мяв и эффект так называемого следящего звука — мук посту* лает к слушателю точно из того места, где стоит актер или звучит инструмент. Передвигается актер — передвигается звук. Непростым делом оказалось м конструирование стен, потоп* ков и пола. Они тоже строились с учетом законов акустики, гак чтобы свести отражение звука к нулю. Стены зала пред* ставляют собой следующую конструкцию. К кирпичной стене прикреплены крепежные брусья (они располагаются в М см один над другим), на которых установлены специальные поддо* ны. Промежутки между брусьями заножены стекловатой, ее прижимает к брусьям мелкая сетка. К брусьям же крепится и облицовочный щит, состоящий из деревянной рамы с натянутой на ней декоративной сеткой. Поверх сетки уложены рейки из ясеня. Потолок зала сделан из перфорированных алюминиевых листов, которые имеют мягкую прокладку. Пол покрыт шерстяным ковром с высоким ворсом. По-новому решили свою задачу и осветители. Они установили в зале люминесцентные лампы разных размеров и лампы накаливания. Сочетание этих двух источников дало эффект солнечного света. Освещение зала может меняться по нескольким программам, которые задаются оператором. Под осветительным козырьком —• он расположен над оркестром, — кроме обычных ламп, установлены прожекторы. 900 ламп-прожекторов заливают ярким светом весь зал во время киносъемок. Еще одно новое конструктивное решение — портал сцены и расположенная перед ним эстрада. Зеркало портала в этом зале самое большое в Союзе — 32x14 м. Система занавесов, арлекинов и падуг позволяет, когда надо, менять размеры портала. Противопожарный металлический занавес обязателен в каждом театре. Во дворце же он представляет интерес и как художественное произведение. На его поверхности, обращенной в зал, художники создали замечательную композицию, символизирующую движение советского народа к коммунизму. Во время собраний пожарный занавес образует как бы торцовую стену зала. Оригинально, совсем по-новому, решили архитекторы конструкцию части сцены, расположенной перед порталом, — просцениума. Здесь, этажом ниже, сосредоточены машины, мощные гидравлические домкраты м электромоторы с трансмиссионной передачей, с помощью которых очень быстро перестраивается вся передняя часть сцены. Поверхность просцениума представляет собой несколько подъемных площадок, которые, поднимаясь и опускаясь все вместе или в отдельности, образуют то эстраду, то оркестровую яму, то площадку для президиума со столом, креслами и трибуной. Барьер оркестра также можно убрать — опустить до уровня пола зала. Осветительную рампу — она расположена за оркестровой ямой — можно закрыть, и тогда она сольется с уровнем попа сцены, или открыть — она будет освещать действие на сцене. Позаботились строители и о том, чтобы удобно было транс* лирояать передачи из зала. В оркестровой ямег в пржах уст*' ез |