Юный техник 1977-11, страница 76

Юный техник 1977-11, страница 76

В конце прошлого века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Сергея Малютина была изготовлена первая русская матрешка. Все восемь фигур этой матрешки были покрыты выжженным рисунком. Выжигание по дереву, названное позже пирогра-фией, было в то время сравнительно новым и малораспространенным способом художественной обработки древесины. Аппараты для выжигания были несовершенны, работали они на бензине, который накалял платиновую иглу. Чтобы поддерживать постоянный накал иглы, мастер вынужден был периодически подкачивать бензин ножной педалью. Но, несмотря на технические трудности, пирография продолжала развиваться. В подмосковном городе Сергиеве Посаде (ныне Загорске) выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста дворов. Было разработано множество различных вариантов матрешек. Однако большой спрос на матрешки заставил мастеров отказаться от трудоемкой пирографйи, и постепенно выжигание было заменено росписью. Но для украшения де

ревянных коробочек, шкатулок, блюд и ларцов продолжали применять пирографию. На крышках всевозможных шкатулок и коробочек изображались сценки из народной жизни, виды исторических мест города. Значительная часть изделий украшалась различными узорами.

С изобретением электровыжи-гателя пирография стала одной из самых технически простых и доступных способов художественной обработки древесины. Ее применяют также для обработки кожи, кости, картона и других материалов.

Простейший электровыжигатель состоит из понижающего трансформатора, реостата, ручки и сменных нитей накала, которые называют штифтами. Вместо реостата лучше применять лабораторный трансформатор — ЛАТР. Он наиболее удобен в работе и позволяет получать высококачественный выжиг различной тональности — от светло-охристого до темно-коричневого,

Для выжигания по дереву, коже и кости в домашних условиях вполне пригоден и школьный электровыжигатель заводского изготовления. Такой электровыжигатель предназначен в основном для контурных и тональных рисунков в точечной или штриховой манере, поэтому он имеет постоянный несъемный штифт. Чтобы расширить возможности аппарата, нужно подсоединить к нему ручку другой конструкции (см. рисунок). Корпус ее выточите из бука или березы. Кроме того, выточите из латуни два стержня-держателя. С одного конца каждого стержня нарежьте резьбу МЗ. С другого конца на торце просверлите глухое отверстие диаметром 1,5 и глубиной 6 мм. Под прямым углом к нему просверлите другое отверстие и нарежьте в нем резьбу под зажимный винт. Для крепления стержней-держателей выточите из пластмассы диск и

72