Юный техник 1989-05, страница 12

Юный техник 1989-05, страница 12

— На гражданке думают,— говорит Ширманов,— раз танк уже давно на вооружении, значит, устарел. Но я-то вижу, что машина постоянно совершенствуется. Бывает, один небольшой блок, предложенный учеными, придает новые качества танку, резко повышает его боевые возможности. И таким модернизациям нет предела. Всякий раз ты садишься как бы в новую машину.

С наводчиком согласен старший инструктор-испытатель прапорщик А. Шопов. Рассказывает, что бронетанковая техника с каждым годом усложняется. В то же время управление машиной и ее вооружением упрощается: «За пару часов могу любого научить вождению».

Как зарекомендовали себя наши танки, уже побывавшие на реальном поле боя? Майор В. Парапан служил под Кабулом в отдельном батальоне по ремонту бронетанковой техники, сейчас — инженер-испытатель.

— Афганские условия специфичны,— говорит он.— Танкам там особенно не развернуться — горы. А подвижность, маневренность и есть одно из его главных качеств, обеспечивающих успешную атаку. Мы использовали в Афганистане танк Т-55, давно принятый на вооружение. Он сопровождал колонны, брал на себя разминирование. Использовался как огневая точка. Нам, ремонтникам, работы хватало. Каменистая почва выводила из строя ходовую часть. Жара ускоряла перегрев двигателей. Прибавьте сюда пыль, разреженность воздуха на перевалах... И все же при всей сложности эксплуата

ции танков в таких условиях танкисты свою роль сыграли. Опыт уже первых лет оказания интернациональной помощи подсказал многие усовершенствования, которые повысили жизнеспособность экипажей, улучшили боевые качества машин. Уроки Афганистана помогают здесь, на полигоне, совершенствовать технику.

Но, конечно, не один Афганистан вносит коррективы в развитие советского танкостроения. И на Западе боевым машинам, борьбе с ними уделяется особенное внимание.

— За рубежом, — дает справку профессор В. Брызгов,— много говорят, к примеру, о разведывательно-удар-ных комплексах типа «Ассолт Брейкер». Полигонные испытания показали, что пуском одной ракеты с кассетной боевой частью, содержащей более двадцати самонаводящихся противотанковых боеприпасов, можно уничтожить до десяти броне-объектов. Один выстрел — и нет танковой роты... Но не стоит забывать, что о закате танковой зры говорилось и при появлении ядерного оружия, и после эффективного применения противотанковых управляемых ракет в военных действиях на Ближнем Востоке. В процессе противоборства «удара и защиты» разрешен вопрос — быть или не быть танку? Быть! И наша работа помогает обеспечить современным машинам долгую жизнь на поле боя.

Н. САУТИН,

корр. «Известий» — для «Юного техника»

10