Юный техник 1993-08, страница 68

Юный техник 1993-08, страница 68

полигон

ЧУДО-ШАР

ю четвертого гомер ения

В музеи иногда попадают любопытнейшие изделия. Ну вот, например, украшенный орнаментом шар, вырезанный из цельного куска слоновой кости с несколькими отверстиями по бокам. Заглянув в любое из них, обнаружите, что там лежит почти такой же шар, но только поменьше. В нем тоже отверстия, через которые виден еще один шар. Тонкой палочкой его можно повернуть, и обнаружится... новый шар, а там еще и еще... Как такую штуковину сделать? Ведь даже рассказать не просто. А ведь все сводится к хитроумному приспособлению, похожему на токарный станок со специальными резцами. Правда, работа длится долго — годами. И стоит недешево.

Чаще всего такие изделия привозят из Китая. Некоторые ученые полагают, что «шар в шаре» — символическое изображение древнего представления об устройстве Вселенной. Если так, то в свое время оные «игрушки» могли быть амулетом или оберегом, знаком посвященности владельца в высшие знания...

А теперь представьте себе такой же набор шаров, но только из металла. А через окошечки видно, что каждый из них сделан из своего металла — меди, латуни, никеля, хрома... мало того, наружная поверхность каждого

шарика отполирована до зеркального блеска, и в ней отражаются письмена и орнамент, нанесенные на внутренней поверхности предыдущего.

На первый взгляд кажется, что сделать такое могут лишь жители многомерных пространств, но... Основу необходимой технологии заложил еще в 1838 году петербургский академик Мориц Герман Якоби. Он открыл электролитический метод осаждения слоев металла из раствора. Таким путем стали делать точные копии скульптур, монет, матриц для печатания книг и получения грампластинок, а в наше время без него немыслима электроника...

Но начиналось все с простейших изделий. Вот пример: заливаем монету с воском и получаем точнейшую ее копию, но только с обратным рельефом. Стоит ее покрыть тонким слоем металла, и получим уже прямую копию с мельчайшими, вплоть до микроскопических, деталями оригинала*. Но воск не проводит электричества, поэтому его поверхность мягкой кисточкой натирают графитом и, прикрутив проволокой, присоединяют к катоду. На плюс (анод) ставят пластину осаждаемого металла и все помещают в электролитическую ванну.

Гальванопластика (ею мы и собираемся заниматься) — это

* Мы получили лишь «скорлупку», а умельцы умудряются делать монеты, неотличимые от оригинала. В таких случаях нужно на видном месте поставить букву К, иначе, если даже скопирована монета времен Юлия Цезаря, вам придется иметь дело с Уголовным кодексом и на протяжении 10—15 лет дышать чистым воздухом сибирской тайги!

65