Сделай Сам (Знание) 1989-06, страница 5на воздухе. Чтобы .четче контролировать момент изменения цвета побежалости, надо, во-первых, после нагрева зачистить кончик резца межой шкуркой до светлого металла, во-вторых-, нагревать на пламени не конец резца, а отступить от него на ширину мизинца. Тогда копчик будет нагреваться более равномерно внутренним теплом, идущим по стержню, и на нем легко заметить сбегающие волны цвета. Если после пробы закаленного и заправленного резца сталь его окажется хрупкой, следует повысить температуру второго нагрева до появления василькового цвета побежалости. Мнущееся лезвие будет говорить о недостаточном нагреве в первый рал. о замедлении при опускании его в воду или о том, что в канале резца при этом образовался пар. Чтобы последнего не получилось, надо сразу же nocie опускания резца в воду встряхнуть ею или сделать им круговое движение и воле. Начинающему резчику понадобятся п а и и л ь и и к и, с помощью которых и обрабатываю!, и зачищают детали, так как иногда это сделать удобнее, чем резчицким инструментом. Напильники, особенно с мелкой насечкой, забиваются древесной пылью, засаливаются смо :ой а быстро выходят таким образом из строя. Чистят их обычно ме тал.чическои щеткой, но более удобно опускать засаленные напильники на некоторое время в теплую воду, чтобы древеснач пыль или смола отмокли. Конечно, вынутый из воды напильник нужно протереть тряпкой, а л необходимых- случаях и почистить щеткой, например зубной. С этой целью лучше работать двумя тремя напильниками попеременно. В дальнейшем резчику полезно приобрести или сделить самом> клюка рзы (плоские и полукруглые стамески с коденообраз-нмм изгибом), и а р а з и к и маленькие полукруглые резцы, которые можно изготовить, например, из растяжки от болыпо-ю зонта или из большой медицинской иглы. СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫЕсли бы у начинающего резчика была возможность выбора древесины, то можно было бы порекомендовать для работы следующие породы дерева (начиная с лучших): красный эвкалипт, лимонное дерево, бук, грушу, выдержанную осину, березу, липу, можжевельник, самшит, яб лоню, вишню, ольху, красное дерево (ма.хагопи, акажу), ель, пихту, сосну, лиственницу, дуб. Расположение пород древесины в такой последовательности, конечно, условное и учитывает именно потребности начинающего резчика. Например, для резчика-профессионала лучшей древесиной может быть липа или опта, они хороню режутся, полируются. А для начинающего резчика на первый план выступят их недостатки: мягкая древесина в некоторых местах требует особо острых инструментов, опыта в резьбе. Она легко ранима от ударов, даже нажима ногтем, от случайного срыва ложа, стамески, что может привести к трудноис нра в и м ы м дефе кта jr. г]аьже самшит, любимое дерево некоторых резчиков, при неопытности мастера превращается в неудобное в резьбе из-за его необычайной твердости. Уважаемое всеми красное дерево режется хуже друшх пород, оно хрупкое. колкое, иногда пористое. Учтены п иные качества древесины при расположении их в такой последовательности. А вот эвкалипт и лимонная древесина хотя н не являются распространенными (на юге нашей страны они произрастают), по заслуживают внимания резчика, и при стучае следует не упускать возможности ими запастись. Резчику нужно знать ту древесину, с которой он собирается работать. Выбор древесины зависит от характера поделки н вида резьбы для ее декорирования. Правда, не исключено, что на первых порах начинающий мастер будет поступать наоборот: выбирать поделку и зависимости от имеющегося материала. Познакомимся со свойствами различных пород дерева и начнем с ели и сосны, древесину которых легче всего приобрести для поделок в силу их широкого распространения. По внешнему виду растущего дерева едва ли кто спутает сосну и ель. Резчику по дереву желательно уметь различать е-,ь и сосну по текстуре древесины, но сделать это уже значительно сложнее. Можно отметит!., что у сосны имеется темное ядро н светлая заболонь (внешняя по стволу часть), в то время как у еin ядра пет - она относится к так называемым безъядровым породам древесины. Однако этот признак ненадежный, потому что ядро у сосны образуется только в lid лет, а то и позднее. Свеже-еппленная еловая древесина более светлая, пахнет хвоей елu, а сосновая имеет .чанах ее смолы. Для ели типичны темные сучочки, как б\дто вставленные в древесину. Они иногда даже выпадают из еловой доски при ее обработке. Древесина сосны более свилеватая, особенно в области сучков. Этой особенностью сосны пользуются резчики, применяя красивый рисунок волокон вокруг сучков для декоративных оформлений. Делают, например, спилы в виде пластинок с мутовок молодой сосны (мутовка —■ часть ствола, от которой кольцом отходят ветки) и обклеивают ими свои изделия: шкатулки, вазы, столешницы. Древесина ели и сосны плохо режется поперек годичных слоев. Инструмент как бы скачет на этих слоях. По текстуре древесины сосну легко спутать и с лиственницей, также породой ядровой. Тем более что у взрослой сосны бывают такие же крупные годичные кольца. Проще всего различит!, древесину сосны и лиственницы, опустив их образцы в воду кусочек лиственницы погрузится глубже. Говоря о сосне, следует сказать о смолистых внутренних сучках, заросших древесиной. Их глубокий охристый, почти оранжевый тон хорошо использовать для мелких поделок, если поделки выполнены из разноцветной древесины. Можно, например, пз смолистых сучков и других смолистых участков древесины наточить ягодки с ложками из них набрать виноградную кисть, вставляя ножки в отверстия на деревянной основе кисти. Такими кистями и листьями из обычной древесины сосны хороню оформить внешний обвод рамы (виноградины из смолистых сучков выглядят как из янтаря, даже просвечивают). Из таких сучков получаются красивые бусы, браслеты, различные сувениры. Полосатая текстура древесины хвойных деревьев хорошо смотрится на гладких полированных поверхностях: деревянных панно, фоновых досках; или на- |