Вокруг света 1966-01, страница 12

Вокруг света 1966-01, страница 12

известно, что, когда возводят бетонное тело плотины, реку переводят в новое русло. Отыскание его обычно не представляет особого труда. Но как решить эту проблему в узком ущелье — ущелье, которое Нарын упорно пробивал в течение тысячелетий, так и не найдя обходного пути? Выход напрашивался один — тоннель. Нужен тоннель-гигант, фантастический водопровод. Когда-то москвичи восторженно удивлялись искусству инженеров, спрятавших в трубу «целую реку» — Неглинку. Сколько же Неглинок несется в буйном напоре Нарына! Создать для Нарына подходящий подземный переход — задача высшего строительного класса. Для того чтобы пробить тоннель диаметром в 15 метров, нужны механизмы весьма солидных размеров. Узкая теснина ущелья должна была принять громоздкие портальные краны и колонны многотонных самосвалов.

Плотина ждала тоннель. Тоннель ожидал дороги.

С нее и начался штурм ущелья.

Среди тех, кто три с половиной года назад приехал в безыменное ущелье, что неподалеку от поселка Каракуль, было немного урожденных горцев. Но токтогульцы хорошо понимали, как важно для страны победить горы именно на этом участке. И они стали учиться строить в горах. Началось с самого простого: умения ходить в горах, не бояться высоты, подстраховывать друг друга, по шороху камешков узнавать опасность камнепада.

Сначала они работали отдельно, скалолазы из местных жителей, альпинисты-разрядники и представители всех остальных строительных профессий. Но как нельзя жить у моря и не уметь плавать, так нельзя строить в горах, не став скалолазом. Плотники, бурильщики, арматурщики все чаще стали примеривать на себя ладное альпинистское снаряжение. А скалолазы, те, чтобы не отстать от своих учеников, осваивали специальности взрывников и бетонщиков. На участке освоения склонов — есть на стройке особый отряд, которому и поручено переделывать вертикальные откосы в горизонтальные плоскости, — на этом головном участке сейчас все инженеры, все прорабы, все рабочие, даже бульдозеристы, — скалолазы-разрядники. Кое-кто, возможно, считает, что бульдозер неуклюжая и не очень-то разворотливая машина. Но посмотрели бы вы на нее, когда за рулем сидит сам Эбазыр Караев или Суяр' Феттаев. Это же настоящий горный вездеход, так же не боящийся крутизны, как подводная лодка не боится глубин.

Бульдозеристы — первые герои стройки. Это они шли впереди, сразу за взрывниками, когда к буду

щему створу пробивали дорогу по правому берегу. Они же расчистили затем просторные площадки для портальных кранов. А потом настала пора перебираться на левый, еще совершенно отвесный берег (какой берег — стена!), и бульдозеры совершили невероятный, беспримерный в истории строительных работ прыжок через пропасть. Когда первый бульдозер повис на канатах над ревущим Нарыном, у всех токтогульцев тревожно замерло сердце. Но расчеты руководителя переправы инженера Казбека Хуриева были предельно выверены. Бульдозеры перешагнули Нарын и вгрызлись в подножье скал левобережья. Через несколько месяцев они пробились к самой вершине.

Подготовка к перекрытию Нарына завершилась.

Перекрытие... самый напряженный, самый ответственный этап обуздания речной стихии строители посвятили ХХШ съезду партии. Самосвалы сбрасывают в клокочущий проран бетонные глыбы... Но как же развернуться в узком ущелье целой армии тяжелых машин? Видимо, опыт, приобретенный гидростроителями на Волге и Ангаре, в горах не пригоден. Зато в распоряжении токтогульцев есть замечательный метод, разработанный советскими мирными взрывниками. Направленный взрыв! Впервые горы придут на помощь строителям. В момент перекрытия ущелье опустеет, затихнет. Снова Нарын останется наедине со своими дикими берегами. Но ненадолго. Рука взрывника ложится на рубильник. Быстрый ток отдает четкие приказы зарядным устройствам. Вздрогнет земля под Нарыном, а темная скала, нависшая над ним с левого берега, рухнет в ущелье. Бег великой реки будет остановлен в одно мгновение. Нарын бессильно взревет, всплеснется и устремится в огромные ворота тоннеля. Его внезапно обнаженное дно откроет строителям долгожданный плацдарм для возведения плотины. Отныне первое слово на стройке будет принадлежать мастерам прочной бетонной кладки.

Две скалы. Два берега. Два неровных каменистых обрыва. Между ними — висячие пешеходные трапы, чуть провисшие под собственной тяжестью кабели воздухопроводов, легкие тенета энергосети. Пройдет немного времени, и величественной дугой встанет между ними бетонный монолит высочайшей в Средней Азии плотины Токтогульской гидроэлектростанции.

А усмиренный Нарын в ожидании настоящей, под стать его буйной силе работы все так же бесшумно течет под сводами горного тоннеля.

Е. АЛЕКСАНДРОВ

mm

Дорогие товарищи!

В 1966 году фотоконкурс журнала «Вокруг

света» продолжается.

Принимаются работы на темы:

романтики наших дней;

изучение и преобразование природы;

новая география нашей страны;

страны мира;

туризм и альпинизм;

охота с фотоаппаратом.

Просьба присылать отпечатки на глянцевой бумаге размером 9X12, 13X18, 18X24 см. Лучшие 8 работ будут премированы годовой подпиской на журнал «Вокруг света». Присланные фотоотпечатки не возвращаются.

Жюри конкурса

10