Вокруг света 1978-02, страница 21

Вокруг света 1978-02, страница 21

все же вырвались из поселка, но на окружающих холмах их ожидали стрелки с новинкой военного дела — пулеметами, посылавшими в детей, стариков, женщин очереди пуль — по пуле в секунду.

В течение трех часов солдаты сеяли смерть в Вундед-Ни. Крупная шрапнель разрывала легкие палатки. Весь поселок и близлежащая долина были усеяны трупами. Кавалерийский полк, не потеряв ни одного солдата, ушел дальше на Запад.

Может быть, эта дикая история и затерялась бы в числе многих, подобных ей, не дошедших до нас. Но тогда, на седьмой день после рождества, все же остались в живых две женщины, несколько детей и один молодой индеец.

Джесси. Литл Фингер — «Джесси Маленький Палец» — рассказывала со слов своего отца, того самого молодого индейца, что белые колонизаторы истребили в те три часа около 300 человек. «Они пытались бежать, — вспоминала Джесси уже в наши дни, — а в них стреляли солдаты, как будто это не люди, а стадо бизонов».

А вот слова, принадлежащие Блэк Элку — «Черному Лосю». В тот трагический день ему было десять лет. Он прожил долгую, изнурительно тяжелую жизнь вдали от родного поселка и произнес незадолго до смерти: «Мечта нашего народа умерла ТАМ, в Вундед-Ни. Это была прекрасная мечта. Надежды народа были разбиты. Нет больше родных мест, священное дерево мертво».

ПАУВАУ

...Это было летом. Мы уже покидали земли Оклахомы, уже миновали второй по величине после Оклахома-Сити город Талса, когда, выскочив на бетонную прямую дорогу и проехав миль тридцать, увидели странное зрелище. С десяток ребят младшего школьного возраста, одетых в индейские одежды, размахивали щитами, что-то выкрикивали, пускались в танец и тут же замирали на месте. Руководил ими высокий индеец — стройный мужчина с кирпично-красным лицом, весь в разноцветных лентах и перьях...

Выяснилось, что недалеко от местечка Санд-Спрингс, в нескольких милях от берегов Арканзаса, начинается «паувау» племени черот;и — ежегодный индейский праздник, а одновременно и «деловое собрание» племени.

На месте древних пешеходных троп и фургонных дорог теперь

сплошь асфальт и бетонки. Лошадь уступила место вагону поезда, автобусу, грузовику, легковому автомобилю. Тени реактивных самолетов ложатся на землю, по которой в летние месяцы путешествуют современные индейцы, собираясь в определенных местах, чтобы отдать долг древним традициям. Территория Оклахомы в настоящее время является местом жительства многих племен. Здесь не по своей воле оказались племена охотников оседжи, понка, куапа из района Миссисипи и племя пауни из Небраски. Айова и ки-капу пришли из района Великих озер. Кэддо и уичита — из Техаса. Всадники великих равнин — чейенны, арапахо, кайова и коман-чи здесь проживали всегда.

Летние собрания разных племенных групп похожи, но все же они имеют и отличительные черты. Все паувау собираются на природе, повсюду индейцы разбивают лагеря. Они проводят в них три дня, живя на открытом воздухе, как «и их предки. Только теперь нередко вигвамы уступают место нейлоновым палаткам или прицепным домикам на колесах — «ванам». Их индейцы покупают или же берут в аренду. И тем не менее многие семьи привозят Настоящие Вигвамы, которые они ревностно хранят у себя дома в ожидании этого праздничного случая.

Праздник паувау отдает дань и современности: переносной холодильник, транзистор, алюминиевые стулья, пластмассовая посуда — все это вы обязательно увидите в лагере индейцев. Но перед современной палаткой всегда стоит сплетенный из травы тент древнего образца. Он ограждает людей от палящих летних лучей. Над кострами висят на треногах огромные медные чайники. Женщины сушат мясо, а дети бегают вокруг, играя в ковбоев и индейцев. Пестрые, яркие обрядовые одежды племени чероки висят на шестах у вигвамов и палаток в ожидании групповых танцев, обязательных для всех паувау.

Как правило, паувау начинается с индейских плясок в пятницу вечером, первое представление продолжается до 11 часов ночи. Затем танцоры переодеваются в «одежды белого человека», садятся группами на траве — разговаривают, попивая крепкий кофе.

Вот группа индейцев разожгла небольшой костер в центре танцевального круга. Молодежь образовала длинную цепочку и, извиваясь, движется вокруг костра, исполняя песни под стук камешков в маленьких банках из-под молока, привязанных к ногам танцоров. Когда-то это был религиозный обряд племени крик, а теперь он стал танцем влюбленных молодых людей равнин.

Другой танец любви и ухаживания, который исполняется почти круглую ночь, после вечернего обязательного представления, — это танец «сорок девять». Называется так потому, что в нем всегда участвуют 49 , человек. Несколько мужчин стучат в маленькие бара

баны, в то время как молодые люди — юноши и девушки, — держась крепко за руки, водят хороводы и поют древнюю любовную ^ песню. ^.

Всю ночь напролет молодые индейцы будут танцевать и петь, пока не взойдет солнце и не прогонит их в вигвамы поспать.

Ранним утром громкоговорители позовут жителей лагеря получать продукты. Комитет по проведению паувау обычно всегда снабжает участников праздника сахаром, кофе, мукой, жирами, говядиной или цыплятами в течение всех трех дней праздника. Деньги для закупки продуктов по распоряжению вождя племени выделяются из общеплеменной кассы, взносы в которую поступают от каждой индейской семьи.

Снова звучит громкоговоритель. На этот раз он обращается к детям: сейчас состоится игра в бейс- ^ бол, а затем соревнования по бе- ^ гу, детские танцы... Всем должно быть весело, и дети не исключение.

Приходит полдень и вместе с ним кратковременный отдых. На время замолкают громкоговорители, а затем наступает черед взрослых индейских игр. Вечером танцевальное представление повторяется. В этот субботний час каждый наряжается в свои самые лучшие одежды. Платья из оленьей кожи, шелковые юбки с аппликациями, которые индейские женщины носят с яркими атласными блузками различных фасонов, цветные головные уборы с перьями, украшения исполнителей военных танцев...

Танцы воина, змеи, бизона, древний индейский танец, получивший в Европе 20-х годов попу- ^ лярность и название «тустеп»... ^

До полуночи люди танцуют и поют, до восхода солнца они беседуют друг с другом. Друзья из городов Апаче, Семинола, Команче, сохранивших на карте названия индейских племен, встречаясь здесь, вспоминают прошлогодний праздник и сравнивают его с нынешним, вожди и предводители обсуждают дела племени. Спорт, государственная политика, кулинарные секреты, уход за детьми — эти темы занимают оставшиеся часы ночи.

Воскресный день — кульминация праздника. Главы семейств раздают одеяла, отрезы на платья, деньги, шали молодым членам семьи, а также родственникам и друзьям. Эта церемония — непременная часть всех нынешних паувау — в давние времена возникла у ин- ^

дейцев равнин, служа своеобразным видом «социального обеспече

18