Юный Натуралист 1986-08, страница 16

Юный Натуралист 1986-08, страница 16

15

рому правилу отечественных лесоводов — сперва поработать лесоустроите-лем, то есть специалистом по изучению состава насаждений, определению их возраста, ценности древостоя, чтобы можно было точно спланировать работу лесхозов и леспромхозов. Приходилось забираться в таежные глубинки Урала и Сибири и даже в дебри Уссурийского края, где в конце прошлого века вел исследования замечательный русский путешественник Владимир Клавдиевич Ар-сеньев.

Великой была радость от сознания, что помог выявить запасы бересклета, из которого можно получать гутту — сырье для производства каучука! А разве не принесло удовлетворения участие в экспедиции, изучившей насаждения бархата амурского?! Это поистине дерево-фабрика, продукция которой и пробка, и негниющая древесина, и убивающая бактерии листва, и цветки, дарящие нектар пчелам.

Бархат амурский, изученный Рубцовым,— лишь толика богатств нашей страны. Достаточно сказать, что лесная зона занимает громадное пространство — около половины площади СССР. Кроме того, леса растут в тундре и лесотундре, в степных районах. Если взглянуть на карту лесов, то преобладающим цветом будет коричневый. Таким цветом закрашены места, где растет лиственница. Это самая распространенная древесная порода. За ней идут сосна, потом ель с пихтой. Их очень много — половина мирового запаса древесины хвойных пород. А если говорить о наших лесных ресурсах в целом, то они составляют треть всех запасов древесного сырья на планете. Поистине безгранично поле деятельности для тех, кто, подобно Рубцову, избрал своим уделом лесное хозяйство.

...Исходил Рубцов многие районы европейского Севера — Карелию, Зао-нежье, Кольский полуостров. Он изучал там древостой... и болота. Познать же взаимозависимость их можно, лишь постигнув природу самих болот. Это и стало делом жизни Рубцова на многие годы.

Ведя разговор в Сиверском лесхозе, ученый говорит мне о сложной проблеме переувлажненных лесов.

— В нашей стране болота занимают более 170 миллионов гектаров. Но не всегда они нужны лесу. Ведь благодаря

осушению, как видно на примере рощи, где мы находимся, увеличивается продуктивность насаждений. Но это лишь одна сторона медали. Надо взглянуть и на другую. Дело в том, что болото приносит и немалую пользу.

И я услышал похвальное слово миру зеленого безмолвия. Узнал, что болота играют незаменимую роль, служат важным и необходимым звеном в сложной цепи природных процессов. Они регулируют местный климат, питают реки. В болотах меньше, чем в других водоемах, загрязняется вода. Собирая влагу, они снабжают ею близлежащие поля, луга, способствуют повышению урожая сельскохозяйственных культур.

Свои идеи исследователь отстаивает со всей страстностью. В одном из его трудов я прочитал давно знакомые слова из клятвы Гиппократа, которую дают молодые медики: «Не повреди!» Рубцов счи-таеД что это выражение применимо и к деятельности лесоосушителей. Не повреди живому зеленому ковру! Это, как говорил Михаил Пришвин, поистине кладовая солнца.

В кладовой много бесценных богатств. И среди них — целебные растения, также входящие в круг интересов ученого-лесовода. В своей книге «Зеленая аптека», вышедшей двумя изданиями в Ленинграде, исследователь рассказывает о множестве лекарственных трав.

Назовем, к примеру, представителя лесных орхидей — ятрышник пятнистый. У него, оказывается, множество других названий: кукушкины слезы, пятигалеч-ная трава, кисельный корень, сердечник. В именах отражаются не только лекарственные свойства растения, но и внешний его вид корневища. Но Рубцов чаще всего называет ятрышник любим-кор-нем. Он любим ученым за щедрость лечебных и питательных свойств. В народной медицине его издавна применяют при множестве недугов.

Слушаю старого лесовода и проникаюсь его мыслями. Разумно ли мы расходуем законсервированную в болотах силу лучей солнца и соков земли? Осушаются леса и болота, и скудеют запасы целебных растений. Значит, надо активнее создавать заказники, брать ценные травы под охрану, чтобы дети наши и внуки могли найти свой любим-корень.

В. КЛЕВЦОВ,

главный редактор журнала «Лесная новь»