Техника - молодёжи 1958-01, страница 7МИНИАТЮРЫ ЭДУАРДА КАЗАРЯНА Скрипка весом а полграмма, состоящая на 54 частей, и трактор величиной в половину пшеничного зерна созданы искусными руками человека. Этими миниатюрными вещицами можно любоваться только прк помощи микроскопа. И не случайно, глядя на них. вспоминаешь лесковского Левшу, подковавшего «аглнцкую» блоху. ...Эдуард Казарян — музыкант Государственного симфонического | оркестра Армении. Ои п ступил сюда еще шестнадцатилетним юношей. Альт, на котором ему пришлось играть, не понравился молодому музыканту, н он попробовал сделать инструмент сам. Оказалось, что его руки успешно владеют не только смычком, ио н столярным инструментом. С тех пор Э. Казарян смастерил уже девять скрнпак и альтов. Но свое настоящее прнэввнне Эдуард нашел, создавая в свободное от музыки время ве и не видимые простым глазом. Миниатюрная композиция «Репка» по однонменной народной сказке поражает тонкостью работы. Фигуры всех персонажей сказки сделаны нз 16 кусочков различной древесины. Фаитвзия мастера подсказала и бытовой фон для этой сцены тут к плетень, и колод ц н пень с воткнутым в него топором, и корыто, по которому бежит крошечная мышка. А вот нрыловский квартет. Под тенистым деревом, разложив йоты, примостились на пнях роказница Мартышка, Осел. Козел да косолапый М шка. В тончайшей композиции соблюдены все пропорции. Даже струны снрипни изготовлены из аолосков различной толщины. О мастерстве Эдуарда Казаряиа внают во многих странах мира. Газета <Верлкне| цейтунг», например, опубликовала о нем сообщение телеграфного агентства АДН. Эта статья вызвала большие толки среди читателей, многие выражали сомнение в правдоподобности сообщения. Редакция «Берлииер цейтунг» вынужденв была обратиться к Эдуарду Казаряиу за подтверждением. Он задумался: клн бы это лучин сдел >ь? Если послать сильно увеличенные фотоснимни, то они не дадут полной представлс ния о тончайшей работе. Тогда Э. Казаряи решил сделать послание иа... человеческом волосе. На во оске длиной в один сантиметр он иаписал: «Братский привет немец кому народу от армянского нврода!» Волосок закрепил иа даух рубиновых подставках и в специальной мраморной шкатулке отправил в Берлин. Сообщ ■ ние об этом берлинская газета поместила под заголовком «Сказни кной раз становятся былью». Интересный экспонат поступил от него н в ереванский Мус ей истории. Нв первый взгляд это обыкновенная железная булавка. Но, посмотрев иа ее головку через оптический прибор, можно четко разглядеть здание Ереванского театра оперы и балета. В ширину оно не достигает н полутора миллиметров, а высота рввна одному миллиметр) Несмотря на такие размеры, на микроскопическом здании рельефно выступают ко инады верхних этажей, окна, широкие полукруглые лестницы и все остальные д тали монум нтального сооружения. Сейчас Казарян вытачивает внутри зернышка риса макет башнн Московского Кремля. Этот мвкет виден через отверстия с четырех сторон зерна. Сверху на нем написано: «Привеп Москве». Миниатюра будет подарена Москве Тал итливый мастер готовит подарок н для Индии. Караваи из ста слонов друг за другом входит в тоннель — в отверстие внутри об дкновеииого человеческого волоса, длина которого одни сантиметр, и вновь показывается с другой сторокы отверстия. Из чего же сделаны слоны? Онн изображены также на волосе, но более тонком, чем волос-тоннель. Как удается выполнять такую сложную работу Э. Казаряну? Основные ннструм нты — это победитовые я алмазные резцы, острие которых трудно разглядеть и вооруж иным глазом Их Э. Казарян изготовляет сам. Работает он с пом щ ю бнноскопа — оптического : тбора дающего возможность видеть мельча |Шие |редметы увеличенными во много раз. При выполнении таких микроскопических работ требуются огромная выдержка. острота зрения и точность каждого движения руки Если уж начал вырезать какую-то линию, то должен тут же н закончить ее. Стоит только оторвать руку, и вторично попасть в ту же точку резцом н возможно. Л. БРУТЯН ОТДЫХАТЬ МОЖНО И ТАН верь квартиры открыл бодрый рослый мужчина. Это был Федор Ва ильевич Токарев -Герой- Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, доктор технических наук, первый создатель отечественного автоматического стрелкового оружия. — Заходите, — пригласил он. В комнате Федора Васильевича у окна стоит верстак с тисками, разложены инструменты. Над столом возвышается целое сооружение — громадный фотоувеличитель, в шкафу видны фотоаппараты. По словам гостеприимного хозяина, в этой комнате все предназначено для отдыха. Но отдых у Ф. В. Токарева необычный. Он с детства любит мастерить. — И теперь, — говорит 87-летний кон-структур, — мастерство — это для меня «громоотвод». В минуты неудач, усталости после трудового дня я прибегаю к этому «громоотводу». Особенно я люблю фотографию, это мое давнишне увлечение. Меня интересуют не столько снимки, хотя и это увлекательное дело, а техника, устройство фотоаппаратов. Работая над ними, я отдыхаю. И, знаете, во время такого отдыха нередко попутно нахожу правильные решения вопросов, которые оставались нерешенными на основной работе. Федор Васильевич рассказывает о том, что существующие фотоаппараты не дают широкой панорамы, болып го объема, а запечатлевают только кусочки виденного А если требуется сделать панораму, то приходится снимать несколько кадров и затем склеивать их. И вот создатель сложной боевой техники в часы досуга, во время «отдыха» решил сконструировать панорамный фотоаппарат, то есть такой, чтобы он запечатлевал действительность широким планом. Федор Васильевич показывает нам чудесные красочные пан р ш снятые им самодельным фотоаппаратом Таких панорамных фотоаппаратов Ф. В. Токарев сконструировал более десятка. Одни из них совсем маленькие, другие рассчитаны на пленку 12X30 см. Надо сказать, что Федор Васильевич б-ладает прекрасным художественным вкусом, замечательным пространственнь м воображением. К своим конструкциям он часто подходит, как ваятель-скульптор: воплощает их сначала вчерне в металле, а затем уже переносит на чертеж Он рисует и отлично владеет грав рным резцом. Такими увлекательными делами заполняет часы своего досуга большой человек, талантливый конструктор, посвятивший свою долгую жизнь творческому труду. В. ГЛУХОВ СЛАВА, ЗАВОЕВАННАЯ В ЧАСЬ
|