Техника - молодёжи 1970-12, страница 56

Техника - молодёжи 1970-12, страница 56

Строились танки двух основных типов — пехотные и крейсерские, Первые соответствовали нашим танкам непосредственной поддержки пехоты и были тихоходны, слабо вооружены, но сильно бронированы. Вторые соответствовали нашим танкам дальнего действия, предназначались для самостоятельных операций, были быстроходны, но слабо бронированы и тоже слабо вооружены. Пушка калибром 40 мм считалась вполне удовлетворительной для обоих типов танков.

К пехотным танкам относились «Матильда», «валентайн» и «черчилль», к крейсерским — «крусейдер», «кром-велл», «комета». Идея тихоходных пехотных танков изжила себя в ходе войны, и с 43-го года англичане продолжали строить лишь крейсерские, усиливая их броню и вооружение. Самым лучшим в английской армии оказался американский танк М4 «Генерал Шерман», на который устанавливалась длинноствольная английская пушка. Массовых СУ англичане практически не создали. Всего за войну в Англии выпустили около 25 тыс. танков и получили из США и Канады 23 246 танков и СУ.

К началу войны в Европе американское танкостроение находилось на крайне низком уровне. Всего на вооружении состояло 320 машин. В 1940 году США выпустили 331 танк. МЗ легкий и МЗ средний в боевом отношении сильно уступали танкам других стран. С появлением танка М4 «Генерал Шерман» американская армия получила более приличную и надежную машину. Опыты с тяжелыми танками в США не удались. Поскольку «шерманы» уступали «тиграм» и «пантерам», американцы разработали несколько моделей СУ. Но в основном борьба с немецкими танками возлагалась на авиацию. Американцы разработали также неплохие плавающие таики для десантных операций на островах Тихого океана.

Всего за войну в США построено 131 481 танк и СУ.

Франция начала войну с 2500 современными и 1500 устаревшими танками. Это были в основном легкие, тихоходные, слабовооруженные, но хорошо бронированные машины.

Японцы строили до начала войны преимущественно легкие танки. После Пирл-Харбора (7 декабря 1941 года) стали уделять большее внимание средним танкам. Однако Япония смогла выпускать не больше 1000 машин в год. Японские танки явно не соответствовали требованиям времени, были тихоходны, малонадежны, слабо бронированы и плохо вооружены.

Италия выпускала лишь легкие танки (хотя они и назывались средними), весьма слабые и ненадежные. Наладить производство немецких танков в Италии не удалось.

«МЫ ОБЯЗАНЫ ПОДУМАТЬ О ТАНКАХ...»

Е. КОСЫРЕВ, инженер-полковник

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат В. И. Ленину. Весной 1918 года на совещании с военными специалистами Владимир Ильич говорил, «что нам нужна регулярная армия с богатой техникой, а не только с одними ружьями и гранатами, нам нужны саперные и инженерные войска, мы обязаны готовить летчиков, подумать о танках, броневиках, бронепоездах». И в молодой республике о танках . не только подумали. Уже в девятнадцатом году мы сделали первые шаги в области танкостроения и прежде всего предприняли меры по консолидации усилий изобретателей и конструкторов.

В начале ноября 1919 года газета РККА «Известия Народного комиссариата по военным делам» опубликовала условия открытого конкурса, объявленного Советом военной промышленности. Сейчас подобный способ привлечения конструкторов к конкретной работе в области военной техники кажется необычным. Однако этот конкурс принес свои плоды. И одиночки, и целые коллективы представили оригинальные проекты. Вот лишь два из них. Инженер Максимов разработал первую в мире танкетку, весом в 2,25 т, а конструкторы ижорского завода под руководством инженера Кондратьева завоевали первую премию за проект 10-тонного плавающего танка.

Практически одновременно перед Советом военной промышленности ставится задача организовать производство танков по образцу захваченных в боях у интервентов, и 31 августа 1920 года произошло знаменательное в истории нашего танкостроения событие. Первый танк отечественного производства поки

нул стены сборочного цеха сормовского завода.

Танк типа М, такую марку официально присвоили этой машине, создавался на базе «рено». Сормови-чам пришлось заново спроектировать коробку передач, приводы управления и др., утраченные во время перевозки образца. Любопытная подробность: на танк М установили муфту сцепления, разработанную в свое время изобретателем первого в мире танка А. Пороховщиковым, применили смешанное пушечно-пу-леметное вооружение, опередив на десяток лет зарубежное танкостроение.

В последующие годы по мере восстановления промышленности начинается массовое производство спроектированного Танковым бюро танка МС-1, создаются опытные танки. В этой работе советские танкостроители проявляют смелое новаторство, стремление найти собственные, оригинальные технические решения.

КОГДА МОЛЧАТ ПУШКИ

Летом 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление «О состоянии обороны страны», на основе которого ставится задача в течение ближайших двух лет добиться превосходства над противником по решающим видам вооружения: авиации, артиллерии, танкам. На вновь созданное Управление механизации и моторизации РККА возлагается руководство созданием новых танков.

Каким быть новому танку? Не так просто ответить . на этот вопрос в годы войны, когда боевая техника противника, что называется, перед глазами. Еще сложнее сделать это, когда пушки молчат. Нужно «на много ходов вперед» предвосхитить военно-теоретическую мысль вероятных противников, парировать решения зарубежных конструкторов, всесторонне оценить экономические возможности врага. Но это лишь одна, хотя и немаловажная, сторона дела. Замышляя танк, следует исходить из требований отечественной военной теории, уровня развития научно-технической мысли, состояния промышленности. Не случайно разработку нового танка поручают триумвирату — «военные, конструкторы, производственники».

Военным вести танки в бой. У них выводы военной науки, сведения о противнике, «заявки» танкистов: командиров, эксплуатационников, ремонтников. Им первое слово при определении «характера» будущих машин. Вооружение, бронирование, вес, подвижность, проходимость, поворотливость, неприхотливость, на-

53