Техника - молодёжи 1972-10, страница 64

Техника - молодёжи 1972-10, страница 64

шш

Письмо в редшщи]о

КТО ИЗОБРЕЛ КИНО?

В «Клубе ТМ» (№ 7 за 1972 год) я прочитал довольно интересную заметку о Луи Люмьере. В ней рассказывалось, что первый киносеанс он дал в парижском «Гран-кафе»

28 декабря 1895 года. Эта дата вошла в анналы истории техники как день рождения кино.

А между тем досконально установлено: в том же 1895 году показывался другой фильм, почти на два месяца раньше, чем люмьеров-ский. 1 ноября посетители берлинского варьете «Вин-тергартен» познакомились с новым номером — «Биоскопом» — кинопрограммой, составленной немцем Максом Складановским.

Но ни один из этих двух пионеров кино не был «первым». Их опередил некий Луи ле Прайс — француз, живший в Лондоне. В 1889 году он снял сценку на площади английской столицы. Затем вместе с за

снятым материалом отправился в Париж, где продемонстрировал свои «живые картинки» дирекции Парижской оперы. Ле Прайс исчез самым таинственным образом. 16 декабря 1890 года он уехал иа поезде из города Дижона. С тех пор его никто не видел Известно лишь, что этот поезд не претерпел крушения...

Пользуясь случаем, я хотел бы уточнить заодно и дату рождения звукового кино. 17 сентября 1922 года в Берлине состоялся просмотр первого фильма, в котором звук «шел» синхронно с изображением. (Звук был записан на ленте в форме световых сигналов.) Я присутствовал иа этой премьере. Помню, тогдашние газеты отозвались о ней довольно скептически, считая, что звуковой фильм не сможет конкурировать с немым...

Ваш постоянный читатель

Т. АУЭРБАХ

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ, опубликованной в № 9 за 1972 год.

1. Сс2! 1. ... Кре5 1. ... Kpd5 1. ... е5

2. Фс7 + Kpf6 3. Kh7x

2. Фс7 Kpd4 3. ФС5Х

2. Ке4 + Кре6 3. СЬЗх

2. ... Kpd5 3. Фа7х

■ «В перевязочной он впервые увидел свое лицо. Оно возникло как-то неожиданно в темном стекле двери, и лейтенант круто отвернулся. Подбородка — вер-нее, всей нижней челюсти — не было. Осколком мины ее оторвало начисто. Он пожалел, что остался жив. При обходе ^ палат возле его кровати остановился врач. «Мы вас отправим в Москву, — сказал он. — В травматологический институт» .

После месяца ежедневных перевязок на месте выбитого подбородка и раны образовались рубцы. Наступило время для пластической операции. Прежде чем закрыть сквозные края раны, хирург вырезал рубцы, затем по краям мобилизовал слизистую оболочку и кожу. После этого приступил к выкройке лоскутов. Первый лоскут с тонким мышечным слоем он взял с шеи и завернул кверху и внутрь кожной поверхностью в полость рта. Второй, взятый с волосистой части головы, пришил к краям кожи... Операция была закончена в 50 минут. Три месяца лейтенант пролежал в травматологическом институте. Когда по слепку был сделан протез челюсти, он вставил его в рот, и прежний знакомый облик явился ему».

ФЕНОМЕНЫ КВАЗИБИОНИКИ

Испытываешь большое удивление, когда узнаешь: те или иные устройства, оказывается, имеют прообразы в природе. Изучением ее технических достижений занимаются специалисты по бионике. Однако нередко замечаешь в природе чисто внешние аналогии' — естественные «приборы» хотя и совпадают по действию с искусственными, но не используются по назначению. Такие аналогии скорее надо отнести к области квазибионики. В пояснение приведем два примера с деревьями.

ЖИВОЕ УРАВНЕНИЕ

При исследовании разнообразных процессов инженеры часто прибегают к помощи моделей. Ведь любое явление, каким бы грандиозным оно ни было, в том или ином приближении можно выразить в математической форме. Остается подобрать такую модель, которая удовлетворяла бы данной зависимости. Так вот, в Западной Африке (Гана, Сьерра-Леоне, Берег Слоновой Кости) растет дерево, вся жизнь которого строго подчинена алгебраическому уравнению. Столь необычное свойство дерева отражено даже в его научном названии —

ScAumcwiiOjrhjftm rrui<f ttipicu*n~

вдвое меньше, зато само дерево бывает гораздо выше. Но главное не это — особенности роста обоих деревьев позволяют применить их в качестве моделей каких-либо процессов, протекающих по соответствующим формулам. Правда, пользоваться такими моделями вряд ли кто согласится — очень уж медленно они работают.

ДЕРЕВО-ФОТОГРАФ

>0

2d

h nq J\,

0!

Schumanniophyton problematicum (последнее слово перевЪдится как «задачное»). Это дерево принадлежит к семейству мареновых и достигает в высоту от 6 до 12 м. Количество его листьев можно подсчитать по формуле: N = (Y X 12) + 4,

где У — возраст дерева в годах. Дело в том, что каждый год, пока дерево не достигнет своего максимального роста, оно выбрасывает по 4 ветки. Листья располагаются группами по 3 на каждой ветке. Следовательно, 4 ветки у каждого узла несут вместе 12 листьев. Цифра 4 в конце формулы прибавляется потому, что верхний побег дерева увенчан 4 листьями. На следующий год эти листья превратятся в 4 ветки, а верхний побег увенчают новые 4 листа. На схематическом рисунке изображено другое «живое уравнение» S. magnificum (у реального дерева от каждого узла отходят не 2, а 4 ветки). У него очень красивые большие листья. Листья S. problematicum

Еще в школе мы узнаем, что такое камера-обскура, или, как ее иногда называют, дырочная камера, изобретенная в XVI веке Баптистой Порта. Несмотря на примитивность устройства, она обладает некоторыми преимуществами даже перед современной фотокамерой: маленькое отверстие лишено недостатков, присущих линзе, — изображение получается практически неискаженным (в фотоаппаратах дефекты изображения приходится исправлять с помощью сложных и дорогостоящих оптических систем). Недаром опытные архитекторы до сих пор пользуются камерой-обскурой для съемки исторических памятников, чтобы полностью сохранить на снимке их геометрию. И что же — оказывается, в лесу такие камеры встречаются сплошь да рядом. Присмотритесь ясным летним днем к дереву с густой листвой. Не правда ли, удивительно: световые блики на земле под кроной либо хорошо очерченные окружности, либо овалы — в зависимости от высоты солнца. Секрет прост — крохотные щели в плотной листве ведут себя, как отверстия в камере-обскуре, и все округлые блики представляют собой просто изображения светила. Это явление — многократное повторение изображения солнца — было известно уже Аристотелю, который использовал его для наблюдения солнечного затмения.

60