Техника - молодёжи 1980-02, страница 55

Техника - молодёжи 1980-02, страница 55

ЛЕОНИД ГОГОЛЕВ, г. Киев

недобитым воякам для того, чтобы хотя бы на бутафорских машинах отработать тактику будущих сражений... Впоследствии, когда вермахт обзавелся настоящими танками, их фанерные прототипы пригодились для дезинформации противника. Такую же роль выполняли в 1941 году и «пустышки» со стальными бортами, которые навешивались на легковые армейские автомобили.

Пока армия играла в войну, заправилы германской промышленное

МАШИНЫ УТРАЧЕННЫХ

В этом месяце наш народ традиционно отмечает День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Отмечает в год, когда исполняется 35-летие Победы над фашистской Германией. В связи со знаменательными датами мы хотели бы обратиться к некоторым малоизвестным фактам из истории Великой Отечественной войны...

В свое время гитлеровская пропаганда лезла из кожи вон, чтобы придать видимость правдоподобия хвастливой болтовне о некоем сверхсекретном «чудо-оружии», которое якобы в корне изменит ход боевых действий. Но никакие уловки, хитроумные выдумки нацистских конструкторов не спасли «тысячелетний рейх» от неминуемого поражения. Что же на самом деле создавалось в секретных лабораториях фашистской Германии? Этой теме наш журнал посвятил серию материалов. Постоянные читатели «ТМ», видимо, помнят статьи Б. Хаберера «Двойные ХХ-лучи» (№ 6 за 1972 год), Л. Шапиро ♦В надежде на тотальную войну» (№ 11 за 1972 год), М. Чекурова «Деревянный меч адмирала Дени-ца» (№ 12 за 1973 год), С. Милина «Мертворожденные монстры» (№ 2 за 1974 год), В. Орлова «Землетрясение в «третьем рейхе» (№ 11 за

1975 год), А. Костина «Пушки, не оправдавшие надежд» (№ 10 за

1976 год). В публикуемых очерках эта тема получает дальнейшее развитие.

♦ * *

Историка, обращающегося к изучению военной техники фашистской Германии, поджидают горы папок с документами, на которых пестрят надписи: «Не подлежит оглашению», «Секретно», «Совершенно секретно», «Только для верховного командования» и т. п. Обилие этого материала невольно создает впечатление хотя и тайной, но бурной, не знавшей удержу дея

52

тельности нацистского муравейника. Каких только проектов тут нет! Однако в годы войны на выставках искореженного, доставленного со всех фронтов оружия мы видели картину куда более скромную. А ведь на эти выставки свозили все без исключения виды трофеев.

С тайной этого несоответствия сталкиваешься прежде всего при знакомстве с тем, что предлагалось для оснащения сухопутных войск фашистской армии.

Согласно параграфу 170 Версальского договора 'Германии, потерпевшей поражение в первой мировой войне, было запрещено иметь и строить танки. Но уже в середине 20-х годов на секретных учениях рейхсвера появились странные машины, размалеванные пятнами камуфляжа и внешне напоминавшие французские танки «рено».

Впрочем, разведки стран-победительниц скоро успокоились: загадочные машины оказались всего лишь макетами из реек, фанеры и ткани. Служили они для учебных целей. Для пущего правдоподобия их ставили на автомобильные шасси, а то и просто на велосипедные колеса.

К 1929 году рейхсверовцы сформировали целые «танковые» батальоны из подобных «пустышек», смонтированных на базе легковых автомобилей «опель» и «ганомаг». А когда на маневрах 1932 года вблизи польской границы демонстративно продефилировали новые «секретные» бронеавтомобили, то оказалось, что и они представляли собой всего-навсего легковушки «адлер», загримированные под боевые машины.

Конечно, Германии изредка напоминали о Версальском договоре, но немецкие дипломаты неизменно заявляли: все, что происходит, одна лишь видимость, «военная игра». А дело обстояло гораздо серьезнее — игра понадобилась

сти готовили для нее куда более опасные игрушки. Внешне это выглядело безобидно: они вдруг воспылали любовью к тяжелым «коммерческим» грузовикам и гусеничным «сельскохозяйственным:» тракторам. Но именно на них проверялись конструкции двигателей, трансмиссий, ходовой части и других узлов будущих танков.

Впрочем, трактор трактору рознь. Некоторые из них создавались в условиях строжайшей секретности по тайной программе вооружения. Речь идет о машинах, выпущенных в 1926 и 1929 годах Официально они именовались тяжелым и легким тракторами, но походили на них как винтовка на грабли: это были первые танки, построенные в обход Версальского договора и теперь уже отнюдь не фанерные.

В начале 30-х годов управление вооружений заказало нескольким фирмам еще один «сельскохозяйственный» трактор. А когда гитлеровцы открыто перечеркнули статьи Версальского договора, он превратился в танк T-I и тут же пошел в серийное производство. Аналогичную метаморфозу претерпел и другой «трактор» — Las-100, обернувшись танком T-II.

Среди тайных разработок фигурировали так называемые машины «командира роты» и «командира батальона». И тут мы опять сталкиваемся с псевдообозначениями — на этот раз прототипов среднего танка T-III и тяжелого T-IV. История их появления тоже поучительна. Чтобы как-то раздобыть деньги